ДИАЛОГ МАМЫ И РЕБЕНКА
Ситуация.
Мама идёт с ребёнком по улице, и ребёнок хочет сорвать цветочек, но мама говорит, удерживая ребёнка за руку: «Некогда». Ребёнок начинает в ответ злиться.
Мама говорит ребёнку: " Не делай так!" И главное здесь слово "так". Вопрос: "Что не делать так? Не капризничать? Не злиться? Или вообще не желать цветочек?"
Мамы могут не замечать, как они директивно раздают задачи, забывая, что перед ними не взрослый человек, а ребёнок, который находится в фазе познания мира. Чтобы ребенку познать мир и самого себя (например, узнать, что он злится), ему необходимо разъяснение события. Если этого нет, слово "так", замещающее реакцию злости, остаётся несимволизированным, то есть непонятным, неназванным, но оставшимся в душе ребёнка ощущением. Например, ребёнок разозлился, потому что ему не дают то, чего он желает, но не знает, что он при этом испытывает и как это называется. Ощущение начинает подавляться, вытесняться и т.д. Так рождаются защитные механизмы, нацеленные на борьбу с собственными импульсами. Обычно чувство злости становится запретным, его нельзя испытывать и проявлять. И получается нельзя испытывать то, чего не знает ребенок. Дальше это ощущение спит до появления события, которое его всколыхнет. Что произойдёт дальше? Этот импульс будет искать разрядки, психическая нагрузка будет искать выход, и если не получится ощущение символизировать – одеть это в слова, то пути будут другие: соматические, невротические и т.д.
Запрет негативных чувств, отсутствие знакомства с этими чувствами не дает возможности ребенку научиться с ними совладать, и уж тем более контролировать. При этом в представлении ребенка может сложиться неверное восприятие себя и мира.
Часто в психотерапии происходит работа с неотреагированной агрессией, ненавистью, злостью...
Как девочка хотела помочь папе, но он испугался.
Защита ребенка является важной задачей родителей. И задача эта исполняется на повседневном уровне, что приводит к автоматизму родительских реакций и снижает анализ ситуаций, собственную рефлексию на разность событий, что называется привычкой. Привычка бояться за ребенка и излишний контроль оказывают на ребенка удушливое действие, не дают ребенку развернуть свои способности.
История.
Из подъезда вышел папа с девочкой 4 лет. Руки у него были заняты, девочка шла рядом, им надо было дойти до машины. Короткий сюжет, развернувшийся в целый час конфликта и криков. Подходя к машине, девочка вдруг встрепенулась, как будто ее пронзила прекрасная мысль, и она тотчас же рывком побежала к машине, чтобы открыть дверь и тем самым помочь папе, у которого были заняты руки.
Что сделал папа? Груженый, папа рывком кинулся обгонять девочку, руки заняты, неудобно, но он все-таки попытался обогнать и отодвинуть девочку от двери машины. Девочка начала сопротивляться и бороться за свою прекрасную идею, не понимая, почему папа не дает ей открыть дверь, еще сильнее прорываясь через папу к этой двери. Папа еще сильнее создавал препятствие девочке своим телом, так как руки у него были заняты. От невозможности преодолеть эту ситуацию, ребенок просто упал на асфальт, стал кричать, плакать, а папа, у которого были заняты руки, пытался ее поднять, что было невозможно, и это привело в тупик и к сильному напряжению. С этой ситуацией уже никто не мог справиться: ни папа, ни дочка.
По какой-то причине родители действуют так и никак иначе в силу собственных установок, страхов, автоматического реагирования, не давая себе времени проанализировать ситуацию, поведение ребенка, чтобы выбрать более эффективный вариант взаимоотношений с ним.
Дети в силу своего возраста подвластны спонтанным импульсам, и здесь необходимо корректировать эти импульсы, если они могут привести к причинению вреда себе или другим. Но не все импульсы приводят к небезопасности, есть импульсы, которые необходимо поддерживать.
Родитель может быть сильно увлечен безопасностью ребенка, и тогда все импульсы автоматически попадают под запрет.
Итак, история закончилась плачевно, все были напряжены, недовольны. В итоге девочка, которая была вдохновлена идеей помощи папе, столкнулась с невозможностью ее воплощения, начала проявлять волю и стремление во что бы то ни стало это сделать, но получила сопротивление и негодование папы.
Ситуация очень повседневная и незаметная во всем том множестве ситуаций, которые происходят, но именно в таких повседневных событиях происходят важные процессы в психике ребенка, именно здесь формируется психическая реальность юного субъекта.
Если допустить, что папа дал возможность дочке подбежать к машине первой и открыть эту дверь, то возможно, ребенок улыбался и был бы счастлив. Счастье ребенка заключается в участии в жизни взрослых, обретение своего места в этих отношениях как субъекта, которого видят и слышат, и дают место этому быть.
ЭФФЕКТИВНЕЕ ОБЪЯСНИТЬ, ЧЕМ ТРЕБОВАТЬ.
Ребенок – удивительный юный субъект, который открыт миру и готов его познавать.
Познание мира происходит через взрослого, через приобретение копилки означающих (слов), взгляда Другого (через взгляд мамы ребенок формирует представление – образ о себе). "Ребенок рождается в купель культуры" – Жак Лакан.
Взрослые частенько относятся к ребенку как к взрослому, который должен анализировать и контролировать свое поведение, управлять и владеть эмоциями. Что самое интересное, это умеют делать не все взрослые.
Юный субъект в начале своей жизни находится в периоде познания мира, он еще не научен анализировать, и уж тем более не имеет саморефлексии.
Частенько можно услышать, как взрослый говорит ребенку: "Ты что наделал? Ты что не понимаешь, чем это кончится? Что теперь делать?"
Такие вопросы несут в себе требование, на которые ребенок априори не может ответить. У него не сформирован мыслительный анализ, его мышление в принципе не имеет еще этого функционала. Ребенок с такими вопросами не может справиться, как бы ему этого не хотелось: эти вопросы вызовут лишь тревогу.
В периоде развития (раннее детство, детство) эффективнее будет сформулировать объяснение (и пусть это уже будет 50-тое по счету). "Петя, смотри, вот что ты сделал: разбил вазу, потому что не обратил внимание, когда кидал мяч. Я чувствую расстройство, а что ты чувствуешь? Постарайся кидать мячик в корзину или в ящик". Ребенок и так напугается, разбив вазу, и сам опечалится. Но можно обсудить эту ситуацию и направить игру в нужное вам русло.
Есть ситуации, где родители проявляют агрессию, крик, злость, что ребенок причинил урон имуществу. В таких ситуациях может образоваться восприятие ребенком самого себя, что он не так важен, как тот предмет, который он повредил. Эту ситуацию можно исправить, если родитель возьмет на себя ответственность за свои эмоции и извинится перед ребенком. Объяснит ребенку свое поведение и реакции, что люди могут злиться и кричать и что в обществе принято извиняться за такое поведение. Тогда у ребенка появится понимание, что существуют неприятные эмоции и чувства, но выход есть: извинением можно наладить взаимоотношения.
ПРОСТО СПРОСИТЕ РЕБЕНКА!