Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.

СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Истории из психотерапии. Метапсихология. Бессознательное функционирование субъекта.

НАРЦИССИЗМ

Любовь осталась загадкой для их Души

Отречение от истинного "Я"

Ощущение дефекта

«Мы любим себя больше,

чем других людей,

но больше переживаем об их мнении,

чем о своем».

М. Аврелий


Предпоссылки нарциссизма

В обществе часто можно услышать о нарциссах, что они любят себя, думают только о себе, не видят других вокруг, желают восхищения, восторга, и видят свою исключительность на фоне других. Нарцисс — это человек, стремящийся представить хорошую картинку о себе всему окружению: он знающий, умеющий, интересный, красивый. Но на самом деле внутри он так себя не ощущает! И не чувствует себя таким уверенным и умелым, как демонстрирует. Во внутреннем мире субъекта скрыты боль, настороженность, недоверие миру, страх осуждения другими его ошибок и тревога от собственной уязвимости. Часто нарцисс сам ощущает внутреннюю пустоту, незнание самого себя реального, находящегося в перманентном напряжении от взгляда другого (как посмотрят, как оценят), убегающий от собственных чувств, так как мысли, порождающие эти чувства (зачастую стыд) находятся в бесконечном решении вопроса: «Я опять недостаточно хороший! Можно было сделать лучше!» Во внутреннем мире живёт претензия к самому себе, подзатыльники за ошибки, непереносимость изъянов в собственной душе. И причиной всего этого является работающий во всю силу "Идеал - Я», до которого человек пытается дотянуться и бежит к нему всю жизнь от своего слабого "Я". И все это происходит, потому что для нарцисса слабость далеко не маленькая лужа, а целый океан, который непреодолим и приводит в ужас. А выбирается такой путь ( достичь идеала) из-за идеи, что именно идеальность принесёт любовь мамы и папы, но идеальность никак не достигается, любовь никак не приходит. Это формирует определённый способ психического восприятия мира и самого себя, достаточно в ранние годы.

Нарциссическая трещина происходит в развитие ребенка, где возникает неспособность перейти от стадии любви к себе к любви, направленной на внешний реальный объект (мир, другие люди). По какой-то причине Другой (мать, заботящийся) не смог дать ребенку любви и поддержки на эмоциональном уровне, возможно, не признавая и не уважая мысли, чувства, желания юного субъекта, но при этом формируя и воспитывая его согласно своим представлениям. Недостаток любви и признания – это несформированное место у ребенка в поле другого человека и позитивного образа себя, что приводит к предпосылкам расстройства в фазе формирования нарцизма.

Андре Грин предлагает простую мысль: "Нарциссы – травмированные субъекты, в сущности испытывающие недостаток в собственном нарциссизме (т.е. человек испытывает ущербность, вместо полноты и нормальности). Нередко то разочарование, раны от которого у них еще не зажили, связано не с одним из родителей, а с обоими. Кого же им в таком случае остается любить, как не самих себя".

В развитии психики младенца есть этап, когда он воспринимает образ матери и интегрирует его в себя. Этот этап необходим для формирования образа о себе. Чтобы сформировать хороший образ себя, необходим хороший образ матери, если мать холодная и отвергает, такой образ опасен, и младенец не хочет помещать его в себя. Тогда младенец отвергает первичный объект, то есть образ матери, не инкорпорируя (не включая) его вовнутрь, потому что она воспринимается как неприятная (интрузивная), и тогда происходит установка собственного образа, как первичного объекта. Здесь зарождается судьба влечений (направление энергии жизни), обращение энергии (любви) на себя вместо мира. Только это не будет любовью к себе, это обернется в достижение недостижимого идеала. Образ матери необходим для создания внутренней опоры (внутреннего позитивного образа), а если нет опоры на внутреннее, опора начинает строиться на внешнем ("скажите мне, что я хороший"). Включается процесс оценки, и человек живет в категориях хороший-плохой, вместо: "Я просто есть" появляется вопрос:"Какой я должен быть?". Не происходит объединения хорошего и плохого, психика функционирует радикально - или хороший, или плохой. Человек начинает опираться на мнение других людей, чтобы определить какой он, так как своего о себе не имеет. Он будет очень сильно стараться, чтобы получить хорошую оценку. Так зарождается «Я», которое будет собрано только из одних достоинств (я хороший) и так будет декларироваться окружающим. А настоящие мысли с чувствами «спрячутся». Все это приводит к потере возможности отделить собственный воображаемый идеальный образ от реального себя, кем человек является на самом деле. Эти образы сливаются воедино. Субъект полностью идентифицирует себя со своим идеализированным образом, при этом утрачивая реальный образ себя. Он отказывается от реального образа, так как он для него становится неприемлем, потому что там есть плохость. На выходе получается восприятие себя только хорошим человеком. Такое психическое функционирование лишает свободы и лёгкости в жизни. Не иметь образа самого себя и опору на него, постоянно находясь в погоне за идеалом, удаляя все неидеальные черты характера, достаточно сложно.

Желание нарцисса

В нарциссической конструкции "Я" само по себе становится объектом своего собственного желания. Желание – это движение, некая погоня за объектом удовлетворения, – объектом, которого не хватает, созданная пространством и временем отсрочка исполнения желания, для будущего переживания удовлетворения при исполнении. Эта энергия, направленная на внешний объект, создает взаимосвязь с миром и реальностью. У нарцисса желание оборачивается на самого себя: он начинает желать идеальный образ себя. Происходит захват идеальным образом, в котором нет реального образа себя и реальности как таковой, происходит отброс простых земных радостей, увлеченность только собой. Психический аппарат функционирует по принципу удовольствие – неудовольствие, где на смену удовольствия должно приходить неудовольствие; в нарциссической конструкции приходит «Нейтральное» (А. Грин) – безразличие к кипению человеческих страстей. Нарцисс как будто не заинтересован жизнью. "Я" находит в себе самом собственное удовлетворение, дает себе иллюзию самоудовлетворения, освобождается от зависимости от объекта (другого), так как другой в своей свободе неконтролируем, изменчив, может что-то давать или отказывать по своему усмотрению. Нарцисс как бы освобождается от бремени отношений, становясь свободным. Он наслаждается самим собой. Инвестирование энергии в самого себя, игнорирование реальности и вхождения во взаимоотношения с ней. Отсюда проистекает отсутствие реального взгляда на себя, так как некому и нечему это отразить. Реальность и нарциссизм противостоят друг другу или даже исключают друг друга. Но так как от мира не убежать, то появляется необходимость доминировать, обладать, иметь власть с целью помешать распространению на себя власти другого человека, чтобы избегать презрения, отчуждения, уязвимости, стыда, позиции ущербного. Нарцисс испытывает презрение к простым людям, здесь наблюдается позиция превосходства, нарциссическая гордость. Сам он не признает (не видит) такого поведения, он убежден, что плохого не делает. Желание течет в укреплении этих позиций, а не в познании их. Удовольствие возможно при условии совпадения чего-либо с ожидаемым идеалом, то есть должно быть все идеально, и тогда будет удовольствие и радость. Но реальность этой фантазии не подчиняется, поэтому на выходе зачастую есть разочарование, и так как чувства им отрицаются, то ответ реальности просто не принимается, игнорируется, как будто бы он находится «рядом в воздухе», но не проникает во внутренний мир нарцисса. Это с одной стороны защищает, с другой – лишает возможности чувствовать и ощущать жизнь и самого себя. А ощущение и чувствование формирует восприятие себя («я – то, что я чувствую») и восприятие интегрированности в жизнь, полное проживание событий – у нарциссов же этого не получается. Он может испытать удовольствие, но только если реальность совпала с идеалом "Я", если все безупречно, как некая гарантия, которая может принести любовь другого, высокую оценку этого другого, что в свою очередь, несет удовольствие. Но это невозможно, так как принцип реальности всегда будет вторгаться и нести сложности, которые дестабилизируют «Я» нарцисса и приводят к тревоге и защитным механизмам. Отсюда рождается нарциссическая ярость, зависть, самобичевание, одиночество, злость. Желание у нарцисса замкнуто на идеальном образе себя. Поэтому часто он застревает в выборе, ему трудно определиться и понять что он хочет, присутствует страх прогадать, ошибиться, в идеальном образе не должно быть оплошностей. Следовательно, происходит сбрасывание ответственности за свои желания.

Механизмы психической защиты

Механизмы психической защиты нацелены на удержание идеальной картинки себя.

Проекция - все что является "плохим", присваивается другому, все плохое – в другом, и другой становится плохим. Так нарцисс избавляется от плохости, которую он не может переносить, и от негативных чувств, проецируя эти чувства на другого. Нарциссам свойственен механизм проективной идентификации – это присвоение другому своих импульсов, желаний, чувств, провоцирующих у другого реальное переживание того, что на него проецируется. Например, нарцисс испытывает страх, ведет себя пугающе, тем самым заставляя другого тоже испытывать страх. Или нарцисс ощущает свою плохость, он тут же обвиняет другого в какой-то оплошности и делает его плохим. Идеализация и обесценивание – это базовые и ярко выраженные процессы в нарциссической конструкции. Идеализация завлекает другого и таким образом притягивает. Например, нарцисс может рассыпаться в комплиментах, наделить другого способностями, возвысить, сделать самым лучшим и замечательным, высоко оценить. А обесценивание необходимо, когда вдруг другой делает что-то не так, представляет угрозу или может бросить, или другой приблизился слишком близко и несет страх зависимости. Это некий регулятор в отношениях с другим, который дает контроль над другим, но при этом задает нарциссу позицию власти. Изъяны неприемлемы, они вызывают отвращение, вступают в конфликт с Идеалом "Я", поэтому нежелательные части присваиваются другим, а далее этот другой попадает под обесценивание, в худшем случае – под уничтожение отношений с ним. Механизм отыгрывания нацелен снимать возникшее напряжение внутри, обусловлен бессознательной потребностью справиться с тревогой, связанной с внутренне запрещёнными чувствами или желаниями, навязчивыми страхами, фантазиями, мыслями и воспоминаниями. Человек начинает отыгрывать некий пугающий сценарий событий, переводя себя из пассивной позиции тревожащегося в активную позицию действующего. Объект, на котором отыгрывается сценарий, может не совпадать с объектом, в отношениях с которым изначально возникла тревога. Например, если ребенка в детстве унижали, обесценивали его чувства, оскорбляли, он будет это отыгрывать в отношениях уже с другим человеком, но за идеальным образом себя этого не увидеть, он не даст к этой боли прикоснуться, и возможность прожить эту боль и отпустить (простить тех, кто так поступал) становится недостижимым. Нарцисс подвержен разочарованию, что укрепляет негативные установки: «Я так и знал, что другим доверять нельзя! Я ведь знал, что ничего не получится!». Поиск справедливости, и, конечно же, ненахождение этого, дает негативную оценку миру и людям, несправедливость очень больно переживается, отсюда закрытость, недоверие, отношения не достигают глубины.

Отсутствие любви к ребёнку и непринятие его, вынуждает психически функционировать так, чтобы укрепить хоть какую-то основу под ногами (напр. можно положиться только на себя), застревая в защитных механизмах, которые присуще раннему периоду развития психики.

Отношения

В общем, другому никогда не стать полноправным участником отношений, быть желаемым и любимым, быть субъектом с Душой в этих отношениях. Другой всегда будет ниже или разрушен (обесценен). У другого есть возможность быть в отношениях, при условии исполнения правил психической реальности нарцисса, так как у нарцисса отсутствует возможность принять другого как самостоятельного и инаково думающего субъекта. Другой может чувствовать и ощущать в отношениях с нарциссом, что ему нельзя быть свободным и ошибаться. Может присутствовать перманентное напряжение, так как нарцисс строит стратегию угождения ему и декларирует, что если не угодить, то за этим последует бросание, обесценивание или негативная оценка. Постоянно находясь в таком состоянии, любой человек оказывается в поле разрушенности, неуверенности в себе и т.д. Запрет на ошибки, свободу выбора, дает контроль и попытки создать идеальность в отношениях. Другой превращается в подчиненного без права говорить и что-то делать свое, пространство свободы схлопывается (напр. взаимоотношения ребенка с родителем нарциссом). Нарциссы боятся глубоких отношений, поэтому фаза компанейских отношений затягивается. Чем меньше о нарциссе знают, тем дольше он остается идеализированным. Если другой не согласится с позицией или мнением нарцисса, это вызовет у него беспокойство, но на помощь приходит безупречное "Я", то в котором отсутствует слабость. Оно позволяет справиться с различиями во мнениях, что дает картину неуязвимости и устойчивости к различиям. Но на самом деле нарцисс не присутствует в ситуации, присутствует то "Я", которое прячет истинное "Я". В обществе применяется тактика представлять себя в хорошем свете, чтобы вызвать восхищение и похвалу, так как это внешняя опора и возможность получить любовь. Тактика обаяния, повышенная готовность соглашаться с другим, позволять другому не соглашаться с ним – это маневры для восхищения. В общении с другим может применяться стратегия нарциссической исповеди – сильный инструмент, и не всегда возможно отличить: это искренний вклад в отношения или восстановление собственной идеализации.

С искренностью в отношениях сложно, так как искренность подразумевает открытость в ошибках, слабости - это разрушающий фактор для психической конструкции – истинная потребность в интимности и близости у нарцисса отщепляется (еще один механизм защиты), и "Я" пытается справляться со всем в одиночку. Настоящую близость нарцисс обходит, так как страх вторжения в отношения разных чувств другого порождает отношение к другому как ненадежному, нежеланному, не оправдывающему ожидания. Бывает, нарциссы предсказывают плохое будущее, потому что сами же его и формируют. Например, нарцисс убежден, что его бросят рано или поздно, сам при этом может обесценивать другого или уничтожать отношения с ним, а потом сказать: "Я говорил, что так и будет". При этом он не видит, что он вкладывал в отношения. Таким образом, мир становится наполненным агрессорами, а нарцисс – жертва, хотя реальность говорит о другом. Агрессором часто является сам нарцисс. В отношениях с другими людьми можно увидеть плоды и реальность той боли, которую испытывают субъекты, прикрывая ее этими компенсирующими силами.

Речь

Речь – важнейшая часть, которая является формой мысли. Речь как означающее, обозначает этот мир, структурирует, различает, несет порядок. в нарциссическом характере говорение может быть изобильным, человек можем обсудить много тем, но во во всем этом не будет его самого. Там не будет рассказа о себе, своих мыслях и чуствах так как именно в этих темах он тряется, незнает что говорить, и речь его прекращается. Но расказы о ком-то или о чем-то могут быть насыщены эмоционально, ярко рассказаны.


Внутренний мир

Пустой внутренний мир - так говорят сами субъекты, так они его ощущают. Внутренней жизни уделяется мало внимания. Отсутствие взаимодействия с объектным миром (присутствует имитация взаимодействия), что привносило бы богатство различий и обмена в представлениях, замещается идеальным "Я". При таком замещении начинает не хватать подпитки для «Я», что приводит к жадности, где «Я» никак не может эту жадность удовлетворить. Отрицание чувств, забывание жизненных событий, непринятие их, так как события связаны с реальностью, отсутствие ощущения своего места в этом мире – все это предпосылки ощущения внутренней пустоты. Происходит это благодаря блокировке доступа импульсов к сознанию: блокируется функция восприятия. Этот механизм позволяет осуществлять отрицание чувств и событий. Например, нарцисс громко и со злостью что-то рассказывает, его спрашивают, на что он так злится, его ответ будет: «Кто злится?» Так как нарцисс имеет о себе не реальный образ, а идеальный, то все, что противоречит его образу, просто не достигает его сознания. В чем цель такого психического функционирования? Если нарцисс почувствует свою потребность в одобрении или помощи, это подорвет его имидж «успешного, знающего, могущего» человека. Страх и ужас от ощущения слабости, никчемности, ущербности создает нагромождение противоположного. Поэтому блокирование этих импульсов не только создает пустоту, но и сохраняет от провала в психотическое состояние. Глубоко под всем этим функционированием находится неспособность допустить принятие слабости, потому что это ведет к нужде и зависимости в другом человеке.

Позиция

Позиция «не как все» работает в обе стороны: величие и превосходство – «Я не как все эти люди – серая масса» и никчемный - «Я не как все нормальные люди, я недостаточный». Что в позитиве, что в негативе нарцисс не будет никак подходить и быть в одном общем порядке вещей, из-за отсутствия ощущения взаимосвязи с другими. Нарцисс не может соотнести себя с обществом, почувствовать себя на равных, что он такой же, как и они, что у него, так же как у других, есть место среди этого общества.

Позиция жертвы – все, что не совпадает с его идеальным образом, будет расценено как несправедливость по отношению к нему, что дает ему «право» агрессировать на несправедливость, а на самом деле это позиция агрессора, которая за счет несправедливости имеет право быть. Такой расклад снимает ответственность за негативное проявление, и это становится оправданием за счет других. «Я плохо веду себя, потому что это они плохие, они провоцируют меня так себя вести» – это маска, за которой кроются собственные агрессивные импульсы. Нарцисс часто встает в позицию жертвы, так как она невиновна, всегда пострадавшая, она не несет ответственности за происходящее.

В основном эти позиции формируются из сложенных детских реакций, которые будто застыли в своём развитии, а всё возрастающая ответственность в жизни только их усиливает.

Закон

Нарцисс – сам себе законодатель, он – сам для себя закон. Закон рождается в эдипальном периоде, когда матерью призывается отец как закон. Слово отца является законом, который, если нарушить, приведет к наказанию. Отец своим появлением разрушает диаду мать-ребенок, и ребенку ничего не остается, как только это принять или смириться с этим. Ребенок начинает понимать, что мама принадлежит ему не всецело, и что там, на стороне, мать может желать другого, а не только его. На этом этапе рождается ненависть или злость к отцу, как сопернику, а далее появляется вина за эти чувства. Нарциссу больше присуще чувство стыда, чувство про униженность и несоответствие. Отец как соперник не появился, и не произошло разворачивания эдипальной фазы. Эта фаза дает возможность принять реальность (неидеальную) и соотнестись с этой реальностью. Но в этой истории возможность появления отца, которого бы призвала мать, теряется в тумане. Признание вины всегда отвергается, объясняется. Нарцисс боится быть непонятым, поэтому может забрасывать объяснениями, так как непонятость является несправедливостью. Несправедливость отягощает представление о мире, что делает мир угрожающим, ненадежным, враждебным. Зачастую это мир, в котором нельзя расслабиться, поэтому присутствует перманентное состояние тревоги и напряжения.

Нарциссический ужас

Самое пугающее для нарцисса столкнуться с внутренним хаосом, слабостью, уязвимостью и пустотой. Здесь два пути: ужас никогда не даст столкнутся со всем этим, или ужас приведет в терапию. Столкновение с внутренним заставляет нарцисса переживать ужас, далее начинает подкрадываться депрессия, но именно здесь и таятся возможности психических изменений, если нарцисс в терапии. Что же происходит? Депрессия ведет к истинной беспомощности, которая формирует необходимость в помощи другого. Тогда у другого (терапевта) есть возможность показать, отразить истинного нарцисса, что в свою очередь позволяет ослабить нарциссические защиты и дает возможность увидеть другого как иного, а не как объект, который используют в своих целях. Здесь возможны перемены и надежда на интеграцию своих слабостей в свой психический мир, в силу ослабления Идеала "Я". Нарцисс может увидеть другого с изьянами, испытать разочарование, но осознать что так тоже можно жить, и принять свои.

Но если это негативный нарциссизм, то он пойдет другим путем – путем ярости и мстительности, уничтожения отношений (обесценивание, разрыв). Из-за того, что негативный нарцисс замещает первичный объект (мать) свои "Я" + Идеал "Я", на выходе – разрушающие тенденции поведения, что на удивление придает ощущение силы "Я". Негативный нарцисс расщепляет и устраняет творческие и любящие части "Я", оставляя части "мафиозной группировки". Целью становится поиск в деструктивности особой формы питания, удовлетворения. Так рождается наслаждение от жестокости. Когда душевная боль, исходящая из безысходности, становится слишком сильной, это толкает к еще более сильной привязке к Идеал "Я", тогда можно увидеть и "Гитлера" и "Наполеона". Есть крайняя степень нарциссизма, где властвует саморазрушение, уничтожение существования. Нарцисс становится циничным, саркастичным, холодным.

Основная идея нарциссизма — это ощущение дефектности и эмоциональная нетронутость. Самообман как защита от боли реальности. Отстранённость от реальности. Избегание глубоких взаимоотношений из-за страха зависимости. Стремление и желание принятия другими, но только как идеального и особенного. Страх влиться в общество из-за того, что они увидят настоящим и обычным человеком, не оценят как достойного и особенного. Жизненная установка «успех превыше потребности любить и быть любимым». Субъект всячески старается забыть о чувствах или отрицать их, если они вступают в противоречие с желаемым образом. Удержание фасада — только хороший. Ещё одна ведущая задача – это отрыв от реальности, потому что реальность является невыносимой, так как она разрушает идеальность. Главные страхи – это страх ошибки, страх быть слабым, уязвимым, потерять контроль и власть.

Особенное «Я» устраняет мир, вместо того чтобы его принять.

И весь этот круговорот держится на вопросе: «А где же любовь? Какая она, эта любовь? Дадут ли мне любовь, когда я недостаточно хорош?»

ЦИТАТЫ


"Жизнь начинается с конца зоны комфорта."

"Возможности постоянно меняются и эволюционируют. Не бойтесь менять свой путь."

"Помните, что главной целью жизни является любовь."

"Мы не всегда можем контролировать внешние обстоятельства, но мы всегда можем контролировать свою реакцию на них."

"Люди забывают, что человек также может начать жизнь с счастья."

"Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были."

"Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит."

"Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри..."

"Мы выбираем не случайно друг друга... Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании."

"К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека."

"Люди находят действительность неудовлетворительной и поэтому живут в мире фантазий, воображая себе исполнение своих желаний. Сильная личность воплощает эти желания в реальность. Слабая так и живёт в этом своём мире и её фантазии воплощаются в симптомы различных болезней."

Я ХОРОШИЙ, ПРОСТО ЗАЩИЩАЮСЬ.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ.

«Я не могу сказать, что чувствую, но могу показать».


Проективная идентификация является защитным механизмом от тревоги. У каждого человека есть чувства — хорошие и плохие. Плохие чувства могут вызывать тревогу, так как человек боится осознать и принять их или вообще не в курсе, что они есть и как проявляются. Если человек не умеет анализировать свои чувства, то они проявляются как напряжение внутри, а что это для него не ясно, но опасно! Для психики появляется задача сбросить это напряжение. А что это за напряжение, с чем связано, как называется, в какой форме сбросить, куда сбросить — уже не отображается в представлении, можно сказать, человек этого не знает (не может знать). И сбрасывание происходит через диалог в форме претензий, нападений, обвинений, требований.
Зарождение этого механизма происходит на этапе младенчества, как защита от собственного агрессивного импульса, который несёт страх разрушения себя, что вызывает сильнейшую тревогу, поэтому импульс отправляется на другого (мать, заботящийся) и вкладывается в него. Для младенца и раннего детства — этот механизм неизбежен, так как нет навыка выдерживать такие импульсы. По мере взросления психика интегрирует хорошее и плохое, и человек начинает присваивать себе негативные чувства и выдерживать их. Если же этого не происходит — то защитный механизм продолжает работать, будучи во взрослом человеке.
Как работает механизм? Когда человек не может сказать, что он чувствует или желает, то начинает это показывать, ставя другого на своё место. Например, на аналитических сессиях пациенты во время сеанса совершают бессознательные попытки вызвать в аналитике именно те чувства, которые сами чувствуют, но не способны выдерживать их внутри себя (обычно это негативные чувства). То есть с помощью проективной идентификации пациенты пытаются передать свои переживания через поведение, которые не могут передать словами.
Психоаналитик Мелани Кляйн пишет: «Самой базовой и примитивной тревогой является страх уничтожения личности изнутри (негативным импульсом), и для того, чтобы выжить, индивид проецирует это во внешний объект в качестве защитной меры. По мнению ребёнка (или пациента), это делает внешний объект плохим, и такой объект, скорее всего, будет атакован». Это попытка избавится от своих негативных чувств через вложение их в другого человека. Далее этот другой воспринимается как плохой и начинает происходить атака этого другого (претензии, обвинение — «Ты плохой»). При этом инстанция «Я» истощается от постоянных попыток избавиться от собственных негативных чувств, человек может ощущать отсутствие сил, безысходность. Это достаточно тяжело переживаемый процесс, человек страдает от этого механизма защиты.
На бытовом уровне в отношениях между людьми это несёт искажение в восприятии друг друга, зачастую приводит к уничтожению отношений. Так как это бессознательный механизм, то два человека, попав в его плен, практически не имеют возможности этот механизм ослабить или убрать.
Более того, проективная идентификация даёт кое-что желаемое человеку — выгоду. Выгода заключается в безопасности и праве агрессировать.
Обычно человек стремится быть хорошим. Но что делать, если есть злость, ненависть, агрессия? Как оставаться только хорошим, проявляя плохое? Проективная идентификация помогает решить эту задачу, давая человеку такую позицию, где он имеет право агрессировать на другого, и это будет справедливо, потому что другой сделан плохим, а на плохое поведение другого можно ответить тем же — это воспринимается как зуб за зуб. Иметь право — это можно и не подлежит наказанию. «Ты плохой, я могу на тебя злиться». Это якобы «право» меняет контекст восприятия себя, человек не воспринимает свои агрессивные чувства, а воспринимает, что он прав, когда злится. Получается оправданное, справедливое, агрессивное поведение. Похоже на Божий праведный гнев. Эти плюсы имеют силу и не дают человеку легко оставить такое поведение. Можно сказать, что защитный механизм истощает и несёт конфликты, но выгода соблазняет ничего не менять.

Пример


"Это ты виноват,

что я себя плохо чувствую!"


Проективная идентификация в отношениях мужа и жены.
Жена испытывает нехватку поддержки или внимания к своим стараниям на поприще семьи, не получая её, начинает злиться или раздражаться, что муж ей этого не даёт. Сначала появляется ожидание (желание). А муж тем временем не в курсе, что жене это нужно, так как она не говорит о своей потребности, соответственно, муж не проявляет поддержки. Здесь ожидание не оправдывается. Далее, у жены начинает нарастать внутри напряжение, которое является чувствами злости и раздражения. И жена начинает себя вести так, что мужчина начинает раздражаться. Например, без причины агрессивно что-то предъявлять из прошлого, или обвинять в чём-то. Когда другой вдруг нападает с претензиями, то это не составит труда начать раздражаться и злиться. В итоге супруга хотела поддержки, но молча, соответственно, поддержки не получила и разозлилась. Но не признала свою потребность (желание) и свою злость на мужа, а сделала его плохим (неподдерживающим) и напала в форме упрёков. Начала вести себя так, что другой тоже раздражался и злился — чувствовал себя так же, как и она.
Этот защитный механизм, как способ справиться с собственными негативными импульсами, которые вызывают тревогу, пытаться донести до другого о своих чувствах и переживаниях. Но другому трудно увидеть в этом поведении «диалог о чувствах». На выходе результат — истощение сил, разрушение отношений, искажение отношений.
Главное в этой истории — это невозможность сказать! О себе, своих желаниях, чувствах. Напряжение не связывается со своими желаниями и чувствами, и импульс не присваивается себе.
Итак, механизм достаточно многогранно функционирует: сбрасывание ответственности, агрессивные чувства, требование от другого, обвинение другого.

Что делать? Потрудиться над развитием своего психического реагирования. В этой истории нужно сместить фокус с другого на себя. Посмотреть на свои желания и чувства. Попытаться говорить о своих желаниях. Допустить мысль - негативные чувства есть в человеке. Подумать — что мешает их увидеть и принять в себе?


ИЩЕМ ОТВЕТЫ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

ОНИ ВНУТРИ НАС.


«Спрашиваем у других,

но не спрашиваем у себя,

а если спрашиваем, то не слышим».

«Как поступить?

Что делать?

Какое решение принять?

Как дальше жить?

Есть вопросы, ставящие нас в тупик»


У каждого человека бывают вопросы, на которые нет ясного и четкого ответа, или вообще нет ответа. И часто вопросы рождаются в период душевных переживаний или приводят к ним. Когда есть вопрос и нет ответа, мы начинаем активно думать и решать, начинаем переживать, у нас появляется напряжение, ощущение нерешённости, мы оказываемся в неизвестности в которой нужно обрести понимание. Это фрустрирующая (некомфортная) позиция, из которой хочется тут же выпрыгнуть, побыстрей решить вопрос, чтобы не испытывать неудовольствие. Все это - психическая реакция, и по большей части вся суть заключается в этой реакции на появившийся вопрос, потому что человек проживает (болезненно) именно свое реагирование. А оно бывает разным. Появляется это реагирование из психической конфигурации, всего того, что есть в психическом аппарате.
Как мы реагируем на отсутствие ответа, исходит из нашего уровня психического функционирования: определенные психические защиты, стадии фиксации либидо, акцентуации, способы функционирования психики и т.д. Здесь появляется калейдоскоп вариантов. Но в этом калейдоскопе всегда будет одно основное - страх.
Главное – это психическая реакция, как ответ на страх (отсутствие ответа всегда вызывает страх), которую приходится проживать или убегать от неё, так как не хочется сталкиваться с неудовольствием.
И тогда возникает 2 пути для разрешения этих переживаний.
Первый путь: когда мы идём спрашивать ответ у другого человека.
В силу психического развития будет несколько вариантов:
«Реши за меня, пожалуйста, этот вопрос». «Дай совет, что делать, я сам не знаю ( да и не особо-то хочу заморачиваться и тратить на это усилия)». Инфантильная реакция, страх ответственности.
«Я спрашивал у самого себя, но ничего не приходит на ум, нет ответа. Я думал и ничего, тишина». Вопрос про отношение к себе ( см. второй путь).
«Я примерно нашёл ответ и подозреваю, что знаю, просто хочу посоветоваться». Сомнения. Перекладывание ответственности.
«Я понимаю, что другой не может ответить за меня и решить мой вопрос. Ответ искать мне».
Выбираем первый путь, потому что в принципе не научены и незнаем, как себя спрашивать и как в себе искать ответ.
Также не можем сами что-то решить из-за незнания будущего, здесь возникает страх ответственности за решение, поэтому лучше спросить другого, чтобы «связать» страх. Мы не хотим брать ответственность за свои ответы, из-за присутствующего внутри нас ожидания идеальности и безошибочности: «А вдруг я неправильно отвечу». И получается, что мы начинаем искать у других правильный ответ, который никогда не будет заранее правильный, так как будущее неизвестно. Спросить у других, первым делом, освобождает от ответственности, страха ошибки, страха прогадать, страха осуждения, то есть от будущей виновности: перед другими, перед собой. Спрашивать у другого очень удобный вариант: «Пусть другой даст ответ, он будет ответственен если его ответ будет ошибочный». Конечно же, установки в нашем представлении задают вектор наших решений: «мама говорила, что я глупый, как я могу решить вопрос, это совсем невозможно», и человек чувствует внутри, как это действительно неподъёмно и нереально для него.
Это конструкция психического функционирования, несущая принцип самосохранения, которая защищает и функционирует так, чтобы реальность была переносимой. Часто можно столкнуться с избеганием решения вопросов: «Я ошибусь, приму не то решение и что я буду делать». Здесь явная цель, которая заключается в защите себя от ошибки и промаха, осуждения и вины. То есть, спускаясь глубже в мотивы, мы оказываемся не просто в страхе и чувстве вины, а в поле незащищённости от этой вины. Психическая конструкция всегда будет громоздить психические защиты и схемы для адаптации к внешнему миру. Зачастую это избегание решения вопросов.
Второй путь: спросить самого себя, искать ответ внутри себя.
Этот путь про отношения с самим собой. Как я отношусь к самому себе? Это не такой уж и простой вопрос, потому что он влечёт следующий вопрос: «А кто я, какой я?». Здесь часто рождается ответ – молчание. Бывает, человек сфокусирован на том, как бы он хотел относиться к себе, так как реальное отношение к себе не так ясно и очевидно. В силу того, что мы наделены бессознательным, это как раз и является источником невнятности и туманности в отношениях с самим собой. Многое скрыто, сознание не воспринимает все психические реакции и защиты, скорее не осознаёт. Принятые внутрь в психическую конструкцию идентификации с родителями (делать как мама и папа), парадигма установок, амбивалентность чувств (люблю – ненавижу), культурная купель, незавершенная сепарация и многое другое. Как во всём этом разобраться и прояснить своё отношение к самому себе. Уже существующая только амбивалентность чувств ввергает нас в качели любви-ненависти. Инстанция Сверх-Я «сыплет» запретами на ошибки и требованиями быть правильным, а Идеал-Я уже формирует стремление быть умным, знающим всё и вся, то есть идеальным, как в чужих глазах, так и своих. А за всем этим может скрываться реальная позиция неидеальности, несовершенности, чувство страха и вины, и вы даже не будете об этом знать, здесь работает принцип независимости психики от сознания. И вот вопрос: «Как я отношусь к себе неидеальному и несовершенному? И какой ответ может дать неидеальный и несовершенный человек? Могу ли я доверять себе? Буду ли я идти в ногу с самим собой? Или я буду в конфликте с самим собой?».
Итак, мы оказываемся в поле 2-х вопросов.
Зачем я спрашиваю ответ на свой вопрос у другого?
Почему я не спрашиваю у самого себя?
Спрашивая другого человека, вы всё равно не сможете решить свой вопрос, потому что у другого не может быть ответа на вашу жизнь. Другой может только помочь с поиском ответа, но не дать ответ. Вопрос – это, как правило, путь к выбору из нескольких вариантов. Можно сказать: «А я не знаю вариантов, что тут выбирать?». Вопрос всегда порождает варианты ответов, просто порой мы можем бояться в них посмотреть, какие-то ответы могут быть непереносимыми для нашей психики. Когда появится вариант, то вы окажетесь перед выбором. Вопрос всегда там, когда есть две крайности: да/нет, так или по-другому. Попадая в эту диалектику (противоречивость), трудно понять, что решить, так как будущее не известно, ошибиться страшно, бывает, мы сами не знаем чего хотим и тогда начинаем маяться, мучатся от нерешённости. И чтобы хоть как-то снять напряжение, мы идём к другим, чтобы они решили эту задачу и нам бы стало легче.
Легче станет, когда вы спросите самого себя (напр. "А что я хочу"), посмотрите на возможные ответы и сами ответите на вопрос! Когда вы решите принимать свой ответ или нет, здесь главное – это вы решите! Да, возможно, вам придётся столкнуться со многим в самом в себе, и придётся разбираться с собой, но это лучший вариант, лишь только потому, что вы решили сами, вы хозяин своего решения и ответа. Это даёт ощущение свободы, что я могу решать и отвечать сам. И даже если ответ в будущем проявится как ошибочный, на ваш взгляд, и возможно будет иметь последствия – это будет больше опытом и течением жизни, в котором вы обнаружите себя настоящего, не всё знающего и умеющего, попробуете научиться с этим жить, принимая себя, вместо убегания от самого себя, игнорирования самого себя, через поиски ответов у других и формирования своего жизненного пути на мыслях этих других.
Конечно, появляется логичный вопрос: "А как же советоваться?" Это прекрасная идея, но она не должна являться прикрытием собственных страхов и недоверия к себе.
Может быть, вы придёте спрашивать ответ у другого, а он окажется психологом или мудрецом, они не дадут ответа, скорее всего, они начнут сталкивать ваш разум с самим собой.
Судя по всему, вопросы в нашей жизни ведут нас к самим себе.



ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Как принять решение?
Какое принять решение?
Когда?

Мы не можем знать будущего, поэтому

можем выбирать в моменте жизни.


Решение, как некая точка на вашей карте жизни, которая меняет ход событий! Или же простая задача выбора обуви, или выбор велосипеда красного или синего цвета.

Публикуется

ФОБИЯ.

Фобия - это способ работы психики, который формируется как ответ психики на события жизни. В основном мы уже видим симптомы фобии, страх объектов и попытки избежать их. Сердцевина ее формируется невидимо для глаз. Итак, что же разворачивается в душе человека.

В психическом процессе появляется влечение (неосознаваемое), т. е. желание. Например, в описанной З. Фрейдом истории маленького Ганса, где он желал ласкаться с матерью. А далее это желание ждала судьба, вернее запрет: "Расстройство начинается с тревожно-нежных мыслей, а потом со страшного сновидения. Содержание последнего: потерять мать, так что к ней нельзя будет приласкаться... Это основной феномен болезненного состояния". У маленького Ганса появляется мысль, что с мамой может не получиться ласкаться и тогда у него появился страх, что не будет возможности ласкаться к маме. Мы видим, что в зарождении фобии стоит желание, которое имело угрозу не сбыться.

Далее З. Фрейд говорит: "Эта повышенная нежность к матери превращается в страх, или, как мы говорим она подвергается вытеснению". Само желание начинает подавляться. Психика маленького Ганса делает попытки чо-то сделать с желанием, раз его нельзя никак реализовать. После вытеснения желания произошел процесс возврата, только вернулось не желание, а страх. Произошел процесс конвертации желания на страх.

"Вскоре выясняется, что этот страх уже больше не может быть обратно замещен желанием" - З. Фрейд. Удивительно, но когда Ганс все же с мамой ласкался или шел гулять, он уже не мог испытать радости от сбывшегося желания, он испытывал страх даже при сбывшемся желании. Вытесненное желание уже никак не может вернуться тем же желанием, оно возвращается уже в виде страха. А вытеснению желания послужил следующий этап, этап этот связан с отцом и взаимоотношениями с ним: "... В нем борется любовь к отцу с враждебностью к нему же из-за соперничества у матери..." - пишет З. Фрейд. Отец Ганса тоже пишет: "Так как Ганс любит мать, он, очевидно, хочет чтобы меня не было, и он был бы тогда на месте отца. Это подавленное враждебное желание становится страхом за отца". У Ганса появляется страх отца, что он его накажет за враждебность, и страх за отца, что отец уйдет, так как Ганс имеет желание его удалить из отношений между им и матерью. Появление страха и не одного: от несбывшегося желания, от собственных враждебных чувств к отцу, страх что отец уйдет из-за этого.

Но эти страхи не имеют той ясности, описанной выше, эти страхи проявляются совершенно в другом месте и связаны с другим: "...Ганс заболевает на улице страхом... и все отчетливее избирает своим объектом лошадь" - З. Фрейд. И далее эти страхи будут множиться: страх лошади, узда у лошади пугает и черное на глазах что-то, или лошадь упадет и т.д. Страх переориентирован, смещен с собственных чувств, желания ласкаться с матерью, с враждебности к отцу в пространство, на внешние объекты. Боясь внешних объектов, их можно избегать и таким образом контролировать страх. Поэтому фобия - это форма помощи психике, чтобы она справлялась со сложившейся ситуацией. Конечно здесь необходима работа со специалистом.

ДВА ЛИКА ОДИНОЧЕСТВА:
СТРАХ И ФУНКЦИЯ.
В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ.
публикуется
СТРАХ МНЕНИЯ ДРУГИХ

ХРУПКАЯ КОНЦЕПЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СТРАХЕ НЕПРИНЯТИЯ ДРУГИМИ, РОЖДАЕТ ЗАВИСИМОСТЬ И РАБОЛЕПСТВО.
ЗАВИСИМОСТЬ И РАБОТЛЕПСТВО – ЭТО СТРАТЕГИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ДРУГИМ».
"ЧТО ОБО МНЕ ПОДУМАЮТ ДРУГИЕ? ЧТО ОНИ БУДУТ ЧУВСТВОВАТЬ КО МНЕ?"
Скоро появится

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Исследует бессознательные психические процессы и независимость психики от сознания. В центре работы находится субъект и его неповторимый психический мир, который несёт в себе разнообразный калейдоскоп событий жизни. Исследование направленно на конструкцию психического аппарата и его функционирование. Психическое функционирование субъекта в основе своей диалектично (противоречиво), это формирует разные внутренние конфликты, требующие разрешения.
Человек рождается в миросоздании, где он начинает сталкиваться с реальностью. Так происходит становление психической реальности, которая формируется из вплетения в нее многих окружающих элементов: событий, близких или посторонних людей в этих событиях, их слов и реакций, собственных реакций, ощущений, чувств.
Какие-то события становятся источником боли и страданий или дают трещину в концепции жизни человека. Тогда формируются психические защитные механизмы, появляются симптомы, адаптивные механизмы могут сбоить, внутренние конфликты поглощать психическую энергию, усиление контроля порождать перманентное состояние напряжения и страха. "Я" превращается в стражника от внешнего мира и внутренних импульсов, которые к тому же неконтролируемые.
Тогда начинают формироваться разные формы психического функционирования и реагирования, такие как невроз страха, панические атаки, паранойя (бред преследования, бред величия), патологический нарциссизм, психотические состояния, обсессивно-компульсивное расстройство, конверсионная истерия, пограничное состояние и т.д. Всё это сопровождается симптомами (некий костыль на который опирается психика).
Сознание знает только собственное содержимое, оно не знает бессознательного и его содержимого. Оно также может не знать свои реакции и защиты от внешнего и внутреннего импульса, но при этом может расходовать на это много энергии.
Самопознание человека строится на основании социального окружения, но не на фундаменте реальных психических фактов, которые, как правило, скрыты. Приходит время, когда жизненный путь человека начинает вести его к самому себе, к познаю себя. Тогда появляется необходимость смотреть во внутренний мир, разбираться с поломками прежнего, погружаться в ткань психического, смотреть в свои собственные мысли и чувства, находить вопросы, которые остались без ответов и отвечать на них. Познать неосознаваемые процессы своей Души, разгадать загадку того или иного состояния, симптома. Обозначить психические защиты, и понять, что они защищают и от чего. Какие конфликты прикрыты мантией тревоги.
Зайти в уголки сердца, где хранятся события, несущие непонимание и боль. Найти закрытые двери, открыть, зайти, познакомиться со своими чувствами и реакциями в эпизодах прошлого, принять боль и отпустить. Осознать, что отрицание и забывание лишь место где все пылится, а то что пылится, является элементами функционирования психического аппарата.

Made on
Tilda