ИСТОРИИ
Истории из психотерапии. Метапсихология. Бессознательное функционирование субъекта.

НАРЦИССИЗМ

Любовь осталась загадкой для их Души

Иллюзия грандиозности как симптом

Отречение от истинного "Я"

«Мы любим себя больше,

чем других людей,

но больше переживаем об их мнении,

чем о своем».

М. Аврелий

Предпоссылки нарциссизма

Нарциссизм (вторичный нарциссизм) – это изъятие либидо от объектов и обращение его вновь на собственное «Я». Обращение любови на самого себя, порождает убежденность в собственной уникальности, превосходстве над остальными, завышенную важность, поиск восхищения от окружающих, захваченность идеальным образом, отрицание чувств, стремление к власти и контролю, отсутствие ощущения самого себя.
Нарциссическая трещина происходит в развитие ребенка, где возникает неспособность перейти от стадии любви к себе к любви, направленной на внешний реальный объект (мир, другие люди). По какой-то причине Другой (мать, заботящийся) не смог дать ребенку любви и поддержки на эмоциональном уровне, возможно не признавая и не уважая мысли, чувства, желания юного субъекта, но при этом формируя и воспитывая его согласно своим представлениям. Недостаток любви и признания – это несформированное место у ребенка в поле другого человека и позитивного образа себя, что приводит к предпосылкам расстройства в фазе формирования нарцизма.
Андре Грин предлагает простую мысль: "Нарциссы – травмированные субъекты, в сущности испытывающие недостаток в собственном нарциссизме ( т.е. человек испытывает ущербность, вместо полноты и нормальности). Нередко то разочарование, раны от которого у них еще не зажили, связано не с одним из родителей, а с обоими. Кого же им в таком случае остается любить, как не самих себя".

В развитии психики младенца есть этап, когда он воспринимает образ матери и интегрирует его в себя. Этот этап необходим для формирования образа о себе. Чтобы сформировать хороший образ себя, необходим хороший образ матери, если мать холодная и отвергает, такой образ опасен, и младенец не хочет помещать его в себя. Тогда младенец отвергает первичный объект, то есть образ матери, не инкорпорируя (не включая) его вовнутрь, потому что она воспринимается как неприятная (интрузивная), и тогда происходит установка собственного образа, как первичного объекта. Здесь зарождается судьба влечений (направление энергии жизни), обращение энергии на себя вместо мира. Образ матери необходим для создания внутренней опоры, а если нет опоры на внутреннее, опора начинает строиться на внешнем. Например, человек начинает опираться на мнение других людей, так как своего о себе не имеет. Так зарождается «Я», которое будет собрано только из одних достоинств (я идеальный, примите меня) и так будет декларироваться окружающим. А настоящее «Я» с чувствами «спрячется». Со временем стирается возможность отделить собственный воображаемый идеальный образ от реального себя, кем человек является на самом деле. Эти образы слиты воедино. Субъект полностью идентифицирует себя со своим идеализированным образом, при этом утрачивая реальный образ себя. Он отказывается от реального образа, так как он для него становится неприемлем. На выходе получается восприятие себя только хорошим человеком. Человек так не чувствует себя на самом деле, он только создаёт этот образ. Это защитная конструкция лишает свободы и лёгкости в жизни. Не иметь образа самого себя и опору на него, постоянно пытаться создать и укреплять этот образ, удаляя все неидеальные черты характера.

Желание нарцисса

В нарциссической конструкции "Я" само по себе становится объектом своего собственного желания. Желание – это движение, некая погоня за объектом удовлетворения, – объектом, которого не хватает, созданная пространством и временем отсрочка исполнения желания, для будущего переживания удовлетворения при исполнении. Эта энергия, направленная на внешний объект, создает взаимосвязь с миром и реальностью. У нарцисса желание оборачивается на самого себя: он начинает желать идеальный образ себя. Происходит захват идеальным образом, в котором нет реального образа себя и реальности как таковой, происходит отброс простых земных радостей, увлеченность только собой. Психический аппарат функционирует по принципу удовольствие – неудовольствие, где на смену удовольствия должно приходить неудовольствие, в нарциссической конструкции приходит «Нейтральное» (А. Грин) – безразличие к кипению человеческих страстей. Нарцисс как будто не заинтересован жизнью. "Я" находит в себе самом собственное удовлетворение, дает себе иллюзию самоудовлетворения, освобождается от зависимости от объекта (другого), так как другой в своей свободе неконтролируем, изменчив, может что-то давать или отказывать по своему усмотрению. Нарцисс как бы освобождается от бремени отношений, становясь свободным. Он наслаждается самим собой. Инвестирование энергии в самого себя, игнорирование реальности и вхождения во взаимоотношения с ней. Отсюда проистекает отсутствие реального взгляда на себя, так как некому и нечему это отразить. Реальность и нарциссизм противостоят друг другу или даже исключают друг друга. Человек живет в крепкой фантазии. Ему необходимо доминирование, обладание, власть с целью помешать распространению на себя власти другого человека, чтобы избегать презрения, отчуждения, уязвимости, стыда, позиции ущербного, бракованного. Нарцисс испытывает презрение к простым людям, здесь наблюдается позиция превосходства, нарциссическая гордость. Сам он не признает (не видит) такого поведения, он убежден что плохого не делает. Желание течет в укреплении этих позиций.
Удовольствие возможно при условии совпадения чего-либо с ожидаемым идеалом, то есть должно быть все идеально, и тогда будет удовольствие и радость. Но реальность этой фантазии не подчиняется, поэтому на выходе зачастую есть разочарование, и так как чувства им отрицаются, то ответ реальности просто не принимается, игнорируется, как будто бы он находится «рядом в воздухе», но не проникает во внутренний мир нарцисса. Это с одной стороны защищает, с другой – лишает возможности чувствовать и ощущать жизнь и самого себя. А ощущение и чувствование формирует восприятие себя («я – то, что я чувствую») и восприятие интегрированности в жизнь, полное проживание событий – у нарциссов же этого не получается. Он может испытать удовольствие, но только если реальность совпала с Идеалом "Я", если все безупречно, как некая гарантия, которая может принести любовь другого, что в свою очередь несет удовольствие. Но это невозможно, так как принцип реальности всегда будет вторгаться и нести сложности, которые дестабилизируют «Я» нарцисса и приводят к тревоге и защитным механизмам. Отсюда рождается нарциссическая ярость, зависть, самобичевание, одиночество, злость. Отношения с желанием у нарцисса непростые, чаще всего они не знают чего желают, так как для желания необходима эмоция и энергия, а у нарцисса все замкнуто на себе единственном и отринуты чувства. Поэтому часто он застревает в выборе, ему трудно определиться, страх прогадать, ошибиться, в идеальном образе не должно быть оплошностей. Следовательно, происходит сбрасывание ответсвенности за свои желания.

Механизмы психической защиты

Механизмы психической защиты нацелены на удержание идеальной картинки себя.
Проекция - все что является "плохим", присваивается другому, все плохое – в другом, и другой становится плохим. Так нарцисс избавляется от плохости, которую он не может переносить, и от чувства вины, проецируя это чувство на другого. Нарциссам свойственен механизм проективной идентификации – это присвоение другому своих импульсов, желаний, чувств, провоцирующих у другого реальное переживание того, что на него проецируется. Например, нарцисс испытывает страх, ведет себя пугающе, тем самым заставляя другого тоже испытывать страх. Или например, нарцисс чувствует вину, он тут же обвиняет другого в какой-то оплошности и делает его виноватым. Идеализация и обесценивание – это базовые и ярко выраженные процессы в нарциссической конструкции. Идеализация завлекает другого и таким образом притягивает. Например, нарцисс может рассыпаться в комплиментах, наделить другого способностями, сделать самым лучшим и замечательным, конечно перед таким не устоишь. А обесценивание необходимо, когда вдруг другой делает что-то не так, представляет угрозу или может бросить, или другой приблизился слишком близко и несет страх зависимости. Это некий регулятор в отношениях с другим, который дает контроль над другим, но при этом задает нарциссу позицию власти. Изъяны неприемлемы, они вызывают отвращение, вступают в конфликт с Идеалом "Я", поэтому нежелательные части присваиваются другим, а далее этот другой попадает под обесценивание, в худшем случае – под уничтожение отношений с ним. Механизм отыгрывания нацелен снимать возникшее напряжение внутри, обусловлен бессознательной потребностью справиться с тревогой, связанной с внутренне запрещёнными чувствами или желаниями, навязчивыми страхами, фантазиями, мыслями и воспоминаниями. Человек начинает отыгрывать некий пугающий сценарий событий, переводя себя из пассивной позиции тревожащегося в активную позицию действующего. Причём объект, на котором отыгрывается сценарий, может не совпадать с объектом, в отношениях с которым изначально возникла тревога. Например, если нарцисса в детстве унижали, обесценивали, оскорбляли, он будет это отыгрывать в отношениях уже с другим человеком. Человек, попавший под механизм отыгрывания, может «свалиться в вину», что дает возможность для дальнейших манипуляций. Но если отыгрывание не прошло и вина не взята другим, то это запускает следующий процесс, который можно назвать подкреплением негативных установок. Нарцисс разочаровывается в человеке и укрепляет свою негативную установку: «Я так и знал, что другим доверять нельзя». Справился человек или не справился с нарциссическими защитами, нарцисс все равно оказывается победителем, а другой оказывается обесцененным. Смысл у того и другого исхода один и тот же – беспроигрышный вариант для нарцисса. Нарцисс – либо обиженный на несправедливость, дает негативную оценку миру и людям, либо он власть имеющий, то есть обвиняющий. И там, и там одна и та же позиция могущества и превосходства. Вот что порождает отсутствие любви к ребёнку и непринятие его, он вынужден психически функционировать так, чтобы укрепить хоть какую-то основу под ногами, застревая в защитных механизмах, которые присуще раннему периоду развития психики.

Отношения

В общем, другому никогда не стать полноправным участником отношений, быть желаемым и любимым, быть субъектом с Душой в этих отношениях. Другой всегда будет ниже или разрушен (обесценен). У другого есть возможность быть в отношениях, при условии исполнения правил психической реальности нарцисса, так как у нарцисса отсутствует возможность принять другого как самостоятельного и инаково думающего субъекта. Другой может чувствовать и ощущать в отношениях с нарциссом, что ему нельзя быть свободным и ошибаться. Может присутствовать перманентное напряжение, так как нарцисс строит стратегию угождения ему и декларирует, что если не угодить, то за этим последует бросание, обесценивание или негативная оценка. Постоянно находясь в таком состоянии, любой человек оказывается в поле разрушенности, неуверенности в себе и т.д. Запрет на ошибки, свободу выбора, дает контроль нарциссу и попытки создать идеальность в отношениях. Другой превращается в подчиненного без права говорить и что-то делать свое, пространство свободы схлопывается. Они не хотят глубоких отношений, поэтому фаза компанейских отношений затягивается. Знакомые время от времени могут появляться в жизни. Почему такая стратегия взаимоотношений? Чем меньше о нарциссе знают, тем дольше он остается идеализированным. Если другой не согласится с позицией или мнением нарцисса, это вызовет у него беспокойство, но на помощь приходит безупречное "Я", то котором отсутсвует слабость. Оно позволяет справиться с различиями во мнениях, что дает картину неуязвимости и устойчивости к различиям. Но на самом деле нарцисс не присутствует в ситуации, присутствует то "Я", которое прячет истинное "Я". В обществе применяется тактика представлять себя в хорошем свете, чтобы вызвать восхищение и похвалу. Тактика обаяния, повышенная готовность соглашаться с другим, позволять другому не соглашаться с ним – это маневры для восхищения. В общении с другим может применяться стратегия нарциссической исповеди – сильный инструмент, и не всегда возможно отличить: это искренний вклад или восстановление собственной идеализации. Например, если сделать замечание нарциссу, он тут же будет готов извиниться с целью показать какой он умница, чтобы поскорей избавится от темного пятнышка на его репутации.
С искренностью в отношениях сложно, так как это разрушающий фактор для психической конструкции – истинная потребность в интимности и близости у нарцисса отщепляется (еще один механизм защиты), и "Я" пытается справляться со всем в одиночку. Нарцисс, однако, зависит от других, иначе некому будет им восхищаться. Поэтому близость может имитироваться: настоящую близость нарцисс обходит, так как страх вторжения порождает отношение к другому как ненадежному, нежеланному, не оправдывающему ожидания. Бывает, нарциссы предсказывают плохое будущее, потому что сами же его и формируют. Например, нарцисс убежден, что его бросят рано или поздно, сам при этом может обесценивать другого или уничтожать отношения с ним, а потом сказать: "Ну я же говорил, что так и будет". При этом он не видит, что он вкладывал в отношения. Таким образом мир становится наполненным агрессорами, а нарцисс – всегда жертва, хотя реальность говорит о другом. Агрессором часто является сам нарцисс. В отношениях с другими людьми можно увидеть плоды и реальность той боли, которую испытывают субъекты, прикрывая ее этими компенсирующими силами.

Речь

Речь – важнейшая часть, которая является формой мысли. Речь как означающее, обозначает этот мир, структурирует, различает, несет порядок. Нарцисса интересует лишь сам факт говорения, а не содержание сказанного, а значит, ни порядок, ни структура, ни смыслы. Приоритет отдается довербальному миру, это можно увидеть в мимике, вздохах, в покашливание – это царство довербального общения, это то, где нарцисс решил остаться. Почему так? Для нарцисса важен образ, а слова могут разрушать гегемонию образа, то есть вторжение речи другого может разрушить иллюзию о себе. Если вспомнить миф, где нарцисс смотрит в озеро, то там нет акта говорения. Если бы нарцисс услышал речь, он бы отвел взгляд от образа в озере, и возможно, сказал сам. Это в корне меняет ситуацию, нарцисс увидел бы другого, а не свое отражение в озере, он бы понял что не один, он бы открыл для себя внешний мир.
Конечно, все люди говорят, и нарциссы тоже, но проникает ли эта речь в его идеальный образ о себе... В психическом аспекте речь не раскрывает субъекту его нарциссический характер.

Внутренний мир

Пустой внутренний мир - так говорят сами субъекты, так они его ощущают. Внутренней жизни уделяется мало внимания. Отсутствие взаимодействия с объектным миром (присутствует имитация взаимодействия), что привносило бы богатство различий и обмена в представлениях, замещается идеальным "Я". При таком замещении начинает не хватать подпитки для «Я», что приводит к жадности, где «Я» никак не может эту жадность удовлетворить. Отрицание чувств, забывание жизненных событий, непринятие их, так как события связаны с реальностью, отсутствие ощущения своего места в этом мире – все это предпосылки ощущения внутренней пустоты. Происходит это благодаря блокировке доступа импульсов к сознанию: блокируется функция восприятия. Этот механизм позволяет осуществлять отрицание чувств и событий. Например, нарцисс громко и со злостью что-то рассказывает, его спрашивают, на что он так злится, его ответ будет: «Кто злится?» Так как нарцисс имеет о себе не реальный образ, а идеальный, то все, что противоречит его образу, просто не достигает его сознания. В чем цель такого психического функционирования? Если нарцисс почувствует свою потребность в одобрении или помощи, это подорвет его имидж «успешного, знающего, могущего, крутого» человека. Страх и ужас от ощущения слабости, никчемности, ущербности создает нагромождение противоположного. Поэтому блокирование этих импульсов не только создает пустоту, но и сохраняет от провала в психотическое состояние. Глубоко под всем этим функционированием находится неспособность допустить принятие слабости, потому что это ведет к нужде и зависимости в другом человеке.

Позиция

Позиция «не как все» работает в обе стороны: величие и превосходство – «Я не как все эти люди – серая масса» и никчемный - «Я не как все нормальные люди, я недостаточный». Что в позитиве, что в негативе нарцисс не будет никак подходить и быть в одном общем порядке вещей. Он, как отдельная деталь, которая бракованная, а остальные детали нормальные. Из нормальных деталей можно что-то собрать, а бракованная не подходит. Или одна единственная в своем роде деталь, и ей не нужно быть со всеми остальными деталями в одной куче. Нарцисс не может соотнести себя с обществом, почувствовать себя на равных, что он такой же, как и они, что у него, так же как у других, есть место среди этого общества. Метафорично: он, как палка, лежащая на лугу отдельно, никак не связанная с этим лугом, ни к чему не может приложить себя. Позиция жертвы – все, что не совпадает с его Идеал «Я», будет расценено как несправедливость по отношению к нему, что дает ему «право» агрессировать на несправедливость, а на самом деле это позиция агрессора, которая за счет несправедливости имеет право быть. Такой расклад снимает ответственность за негативное проявление, и это становится оправданием за счет других. «Я плохо веду себя, потому что это они плохие, они провоцируют меня так себя вести» – все это маска, за которой кроются собственные агрессивные импульсы. Нарцисс часто встает в позицию жертвы, так как она не виновна, жертва всегда пострадавшая, она не несет ответсвенности за происходящее. Перед нами человечек, имеющий в арсенале психической силы, которые могли бы помогать осознавать и принимать такие реалии, тратятся на удержание этой непростой конструкции психики. В основном эти позиции формируются из сложенных детских реакций, которые будто застыли в своём развитии, а всё возрастающая ответственность в жизни только их усиливает.

Закон

Нарцисс – сам себе законодатель, он – сам для себя закон. Закон рождается в эдипальном периоде, когда матерью призывается отец как закон. Слово отца является законом, который, если нарушить, приведет к наказанию. Отец своим появлением разрушает диаду мать-ребенок, и ребенку ничего не остается, как только это принять или смириться с этим. Ребенок начинает понимать, что мама принадлежит ему не всецело, и что там, на стороне, мать может желать другого, а не только его. На этом этапе рождается ненависть или злость к отцу, как сопернику, а далее появляется вина за эти чувства. Нарциссу больше присуще чувство стыда, чувство про униженность и несоответствие. Отец как соперник не появился, и не произошло разворачивания эдипальной фазы. Эта фаза дает возможность принять реальность (неидеальную) и соотнестись с этой реальностью. Но в этой истории возможность появления отца, которого бы призвала мать, теряется в тумане. Признание вины всегда отвергается, объясняется. Нарцисс боится быть непонятым, поэтому может забрасывать объяснениями, так как непонятость является несправедливостью. Несправедливость отягощает представление о мире, что делает мир угрожающим, ненадежным, враждебным. Зачастую это мир, в котором нельзя расслабиться, поэтому присутствует перманентное состояние тревоги и напряжения.

Нарциссический ужас

Самое пугающее для нарцисса столкнуться с внутренним хаосом, слабостью, уязвимостью и пустотой. Здесь два пути: ужас никогда не даст столкнутся со всем этим, или ужас приведет в терапию. Столкновение с внутренним заставляет нарцисса переживать ужас, далее начинает подкрадываться депрессия, но именно здесь и таятся возможности психических изменений, если нарцисс в терапии. Что же происходит? Депрессия ведет к истинной беспомощности, которая формирует необходимость опоры на другого. Тогда у другого (терапевта) есть возможность показать, отразить истинного нарцисса, что в свою очередь позволяет ослабить нарциссические защиты и дает возможность увидеть другого как иного, а не как объект, который используют. Здесь возможны перемены и надежда на интеграцию своих слабостей в свой психический мир, в силу ослабления Идеала "Я". Нарцисс может увидеть другого с изьянами, испытать разочарование, но осознать что так тоже можно жить.
Но если это негативный нарциссизм, то он пойдет другим путем – путем ярости и мстительности, уничтожения отношений (обесценивание, разрыв). Из-за того, что негативный нарцисс замещает первичный объект (мать) свои "Я" + Идеал "Я", на выходе – разрушающие тенденции поведения, что на удивление придает ощущение силы "Я". Негативный нарцисс расщепляет и устраняет творческие и любящие части "Я", оставляя части "мафиозной группировки". Целью становится поиск в деструктивности особой формы питания, удовлетворения. Так рождается наслаждение от жестокости. Когда душевная боль, исходящая из безысходности, становится слишком сильной, это толкает к еще более сильной привязке к Идеал "Я", тогда можно увидеть и "Гитлера" и "Наполеона". Есть крайняя степень нарциссизма, где властвует саморазрушение, уничтожение существования. Нарцисс становится циничным, саркастичным, холодным.
Основная идея нарциссизма – это эмоциональная нетронутость. Неискренность, как самообман, обман других. Отрицание психической и эмоциональной реальности. Субъекты всячески стараются забыть о чувствах или отрицать их, если они вступают в противоречие с желаемым образом. Удержание фасада превосходства. Перед субъектом стоит задача «успех превыше потребности любить и быть любимым». Еще одна ведущая задача – это отрыв от реальности, потому что реальность является невыносимой. Главные страхи – это страх ошибки, страх быть слабым, уязвимым, потерять контроль и власть. Для нарцисса это невозможно и непереносимо. Истинные ценности такие, как самовыражение, достоинство, честность, целостность оказываются в дефиците. Грандиозное "Я" устраняет мир, вместо того чтобы его принять.
И весь этот круговорот держится на вопросе: "А где же любовь? Какая она эта любовь? И примет ли меня реального эта любовь".

ЦИТАТЫ


"Жизнь начинается с конца зоны комфорта."

"Возможности постоянно меняются и эволюционируют. Не бойтесь менять свой путь."

"Помните, что главной целью жизни является любовь."

"Мы не всегда можем контролировать внешние обстоятельства, но мы всегда можем контролировать свою реакцию на них."

"Люди забывают, что человек также может начать жизнь с счастья."

"Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были."

"Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит."

"Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри..."

"Мы выбираем не случайно друг друга... Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании."

"К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека."

"Люди находят действительность неудовлетворительной и поэтому живут в мире фантазий, воображая себе исполнение своих желаний. Сильная личность воплощает эти желания в реальность. Слабая так и живёт в этом своём мире и её фантазии воплощаются в симптомы различных болезней."

"Депрессия — это замороженный страх."

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ.

СБРОС ВИНЫ НА ДРУГОГО.

"Я не могу сказать что чувствую, но могу показать".
"Ты виноват, что у меня проблемы!"

Публикуется

ИЩЕМ ОТВЕТЫ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, А ОНИ НАХОДЯТСЯ В НАС.

«Спрашиваем у других,

но не спрашиваем у себя,

а если спрашиваем, то не слышим».

«Как поступить?

Что делать?

Какое решение принять?

Как дальше жить?

Есть вопросы, ставящие нас в тупик»


У каждого человека бывают такие вопросы, на которые нет ясного и четкого ответа, или вообще нет ответа, полное не понимание и не знание. Когда нет ответа, мы начинаем активно думать и решать вопрос, начинаем переживать, у нас появляется напряжение, ощущение нерешённости утомляет, мы как будто повисаем в воздухе, оказываемся в неизвестности. Все эти проявления называются психической реакцией, то есть человек начинает как-то реагировать, проживать это реагирование. Появляется это реагирование из психической конфигурации, уже сложенной и сформированной.
Как мы реагируем на отсутствие ответа, исходит из нашего уровня функционирования психического аппарата: психические защиты, стадии фиксации либидо, акцентуации, способы функционирования психики. Здесь появляется калейдоскоп вариантов. Но в этом калейдоскопе всегда будет одно основное - страх.
Главное – это психическая реакция, которую приходится проживать или убегать от неё, так как не хочется сталкиваться с неудовольствием.
И тогда возникает 2 пути для разрешения этих переживаний.
Первый путь: когда мы идём спрашивать ответ у другого человека.
В силу психического развития будет несколько вариантов:
«Реши за меня, пожалуйста, этот вопрос». «Дай совет, что делать, я сам не знаю ( да и не особо-то хочу заморачиваться и тратить на это усилия)». Инфантильная реакция, страх ответственности.
«Я спрашивал у самого себя, но ничего не приходит на ум, нет ответа. Я думал и ничего, тишина». Вопрос про отношение к себе ( см. второй путь).
«Я примерно нашёл ответ и подозреваю, что знаю, просто хочу посоветоваться». Сомнения. Перекладывание ответственности.
«Я понимаю, что другой не может ответить за меня и решить мой вопрос. Ответ искать мне».
Выбираем первый путь, потому что в принципе не научены и незнаем, как себя спрашивать и где в себе искать ответ. Иногда нужно сделать шаг и пойти на риск, так как незнаем будущего, и здесь возникает страх ответственности за решение, поэтому лучше спросить другого, чтобы «связать» страх. Мы не хотим брать ответственность за свои ответы, из-за присутствующего внутри нас ожидания идеальности и безошибочности: «А вдруг я неправильно отвечу». И получается, что мы начинаем искать у других правильный ответ, который никогда не будет заранее правильный, так как будущее неизвестно. Спросить у других, первым делом, освобождает от ответственности, страха ошибки, страха прогадать, страха осуждения, то есть от будущей виновности: перед другими, перед собой. Спрашивать у другого очень удобный вариант: «Пусть другой даст ответ, он будет ответственен, а если его ответ будет ошибочный, то виноват будет он, а не я». Конечно же, установки в нашем представлении задают вектор наших решений: «мама говорила, что я глупый, как я могу решить вопрос, это совсем невозможно», и человек чувствует внутри, как это действительно не подъёмно и не реально для него.
Это конструкция психического функционирования, несущая принцип самосохранения, которая защищает и функционирует так, чтобы реальность была переносимой. Часто можно столкнуться с избеганием ситуаций, порождающих мысли: «Я ошибусь, приму не то решение и что я буду делать, как буду выглядеть в глазах других, и что они обо мне подумают». Здесь явная цель, которая заключается в защите себя от ошибки и промаха, осуждения и вины. То есть, спускаясь глубже в мотивы, мы оказываемся не просто в страхе и чувстве вины, а в поле незащищённости. Психическая конструкция формируется естественным путём, от незащищённости она всегда будет громоздить психические защиты и схемы для адаптации к внешнему миру. Это механизмы, нацеленные на «связывание» страха: торможение, отрицание, регресс к прежней фазе психического функционирования, трата на всё это психической энергии, хождение мыслей по кругу, зацикливание, застревание и т.д. Это естественный ответ психики на невозможность найти ответ.
Момент в том, как человеку с этим живётся? Можно пойти глубже, в более «глубокие воды», попасть в поле желания ( см. статья желания). Неосознанно можно желать так жить, неважно какая форма функционирования психики, в ней уже течёт желание. Но мы остановимся в теме реакций и возможных путей решений.
Второй путь: спросить самого себя, искать ответ внутри себя.
Этот путь про отношения с самим собой. Как я отношусь к самому себе? Это не такой уж и простой вопрос, потому что он влечёт следующий вопрос: «А кто я, какой я?» Здесь часто рождается ответ – молчание. Бывает, человек сфокусирован на том, как бы он хотел относиться к себе, так как реальное отношение к себе не так ясно и очевидно. В силу того, что мы наделены бессознательным, это как раз и является источником невнятности и туманности в отношениях с самим собой. Многое скрыто, сознание не воспринимает все психические реакции и защиты, скорее не осознаёт. Принятые внутрь в психическую конструкцию идентификации с родителями (делать как мама и папа), парадигма установок, амбивалентность чувств (люблю – ненавижу), культурная купель, не пройденная сепарация и многое другое. Как во всём этом разобраться и прояснить своё отношение к самому себе. Уже существующая только амбивалентность чувств ввергает нас в качели любви-ненависти. Инстанция Сверх-Я «сыплет» запретами на ошибки и требованиями быть правильным, а Идеал-Я уже формирует стремление быть умным, знающим всё и вся, то есть идеальным, как в чужих глазах, так и своих. А за всем этим может скрываться реальная позиция неидеальности, несовершенности, чувство страха и вины, и вы даже не будете об этом знать, здесь работает принцип независимости психики от сознания. И вот вопрос: «Как я отношусь к себе неидеальному и несовершенному? И какой ответ может дать неидеальный и несовершенный человек? Могу ли я спросить себя и доверять себе? Могу ли я услышать себя? Буду ли я слушать свои ответы? И буду ли я идти в ногу с самим собой, и принимать свои ответы?»
Итак, мы оказываемся в поле 2-х вопросов.
Зачем я спрашиваю ответ на свой вопрос у другого?
Почему я не спрашиваю у самого себя?
Спрашивая другого человека, вы всё равно не сможете решить свой вопрос, потому что у другого не может быть ответа на вашу жизнь. Другой может только помочь с поиском ответа, но не дать ответ. Вопрос – это, как правило, путь к выбору из нескольких вариантов. Можно сказать: «А я не знаю вообще вариантов, что тут выбирать?» Вопрос всегда порождает варианты ответов. Когда появится вариант, то вы окажетесь перед выбором, например, воспользоваться ли этим вариантом. Вопрос всегда там, когда есть две крайности: да/нет, так или по-другому. Попадая в эту диалектику, то есть в противоречивые варианты, трудно понять, что решить, так как будущее не известно, ошибиться страшно, бывает, мы сами не знаем чего хотим и тогда начинаем маяться, мучатся от нерешённости. И чтобы хоть как-то снять напряжение, мы идём к другим, чтобы они решили эту задачу и нам бы стало легче.
Легче станет, когда вы спросите самого себя! Когда вы решите принимать свой ответ или нет, здесь главное – это вы решите! Да, возможно, вам придётся столкнуться со многим в самом в себе, и придётся разбираться с собой, но это лучший вариант, лишь только потому, что вы решили сами, вы хозяин своего решения и ответа. Это даёт ощущение свободы, что я могу решать и отвечать сам. И даже если ответ в будущем проявится как ошибочный, на ваш взгляд, и возможно будет иметь последствия – это будет больше опытом и течением жизни, в котором вы обнаружите себя настоящего, не всё знающего и умеющего, попробуете научиться с этим жить, принимая себя, вместо убегания от самого себя, игнорирования самого себя, через поиски ответов у других и формирования своего жизненного пути на мыслях этих других.
Конечно, появляется логичный вопрос: "А как же советоваться?" Это прекрасная идея, но она не должна являться прикрытием собственных страхов и недоверия к себе.
Может быть, вы придёте спрашивать ответ у другого, а он окажется психологом или мудрецом, они не дадут ответа, скорее всего, они начнут сталкивать ваш разум с самим собой, что может вызвать сопротивление и злость. «Я пришёл попросить совета – ответа, а не о себе говорить».
Судя по всему, вопросы в нашей жизни ведут нас к самим себе.



РЕАКТИВНОЕ ОБРЗОВАНИЕ
ПСИХИЧЕСКИЙ ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ
КАК ФУНКЦИОНИРУЕТ В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ.
Девочка, которая боялась говорить.

Реактивное образование - это вид психологической защиты, при которой происходит трансформация одной эмоции на прямо противоположную вследствие того, что человек не разрешает испытывать себе первичное чувство.
История.


Публикуется
НАЙТИ ГРАНЬ: БОРОТЬСЯ ИЛИ ОТПУСТИТЬ?



Публикуется
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Как принять решение?
Какое принять решение?
Когда?
Решение, как некая точка на вашей карте жизни, которая меняет ход событий! Решение -это перемена, это не то что сейчас, а совсем по-другому. Совсем по-другому - это неизвестность, мысли о неизвестности рождают страх. Как подругому? Что будет? Тут замыкается круг, необходимо что-то менять, но узнать исход, как это будет в будущем, невозможно.

Публикуется

В моей жизни все комфортно, но я несчастен.
Сейчас в моей жизни хорошо, а я не могу это ощутить и погрузиться в это.

ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ


Публикуется
МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР
ЗАВИСТЬ. "ОТКУДА НОГИ РАСТУТ".
Отсутствие ощущения свободы и возможности.
Желание под запретом, что рождает недовольство и чувство несправедливости.
Бессознательный поиск негатива и плохих психических состояний.
ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО

Скоро появится

Скромность и кротость - труднодосягаемые добродетели.
СКРОМНОСТЬ И КРОТОСТЬ

Скоро появится

ДВА ЛИКА ОДИНОЧЕСТВА:
СТРАХ И ФУНКЦИЯ.
В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ.
публикуется
СТРАХ МНЕНИЯ ДРУГИХ

ХРУПКАЯ КОНЦЕПЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СТРАХЕ НЕПРИНЯТИЯ ДРУГИМИ, РОЖДАЕТ ЗАВИСИМОСТЬ И РАБОЛЕПСТВО.
ЗАВИСИМОСТЬ И РАБОТЛЕПСТВО – ЭТО СТРАТЕГИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ДРУГИМ».
"ЧТО ОБО МНЕ ПОДУМАЮТ ДРУГИЕ? ЧТО ОНИ БУДУТ ЧУВСТВОВАТЬ КО МНЕ?"
Скоро появится
Моделирование у детей отрицания горя, негативное отношение к плачу, убеждение ребёнка что он не чувствует боли. Самоподдерка и забота о себе считается эгоизмом.
Сопровождение реакций ребёнка презрением, недовольством.
УЯЗВЛЕННЫЕ АСПЕКТЫ "Я"

Скоро появится


Made on
Tilda