НАРЦИССИЗМ
Любовь осталась загадкой для их Души
Иллюзия грандиозности как симптом
Отречение от истинного "Я"
«Мы любим себя больше,
чем других людей,
но больше переживаем об их мнении,
чем о своем».
М. Аврелий
Предпоссылки нарциссизма
В обществе часто можно услышать о нарциссах, что они любят себя, думают только о себе, не видят других вокруг, желают восхищения, восторга, и видят свою исключительность на фоне других. Нарцисс — это человек, стремящийся представить хорошую картинку о себе всему окружению: он знающий, умеющий, интересный, красивый. Но на самом деле внутри он так себя не ощущает! И не чувствует себя таким уверенным и умелым, как демонстрирует. Во внутреннем мире субъекта скрыты боль, настороженность, недоверие миру, страх осуждения другими его ошибок и тревога от собственной уязвимости. Часто нарцисс сам ощущает внутреннюю пустоту, незнание самого себя реального, находящегося в перманентном напряжении от взгляда другого (как посмотрят, как оценят), убегающий от собственных чувств, так как мысли, порождающие эти чувства (зачастую стыд) находятся в бесконечном решении вопроса: «Я опять недостаточно хороший! Можно было сделать лучше!» Во внутреннем мире живёт претензия к самому себе, подзатыльники за ошибки, непереносимость изъянов в собственной душе. И причиной всего этого является работающий во всю силу "Идеал - Я», до которого человек пытается дотянуться и бежит к нему всю жизнь от своего слабого "Я". И все это происходит, потому что для нарцисса слабость далеко не маленькая лужа, а целый океан, который непреодолим и приводит в ужас. А выбирается такой путь ( достичь идеала) из-за идеи, что именно идеальность принесёт любовь мамы и папы, но идеальность никак не достигается, любовь никак не приходит. Это формирует определённый способ психического восприятия мира и самого себя, достаточно в ранние годы.
Нарциссическая трещина происходит в развитие ребенка, где возникает неспособность перейти от стадии любви к себе к любви, направленной на внешний реальный объект (мир, другие люди). По какой-то причине Другой (мать, заботящийся) не смог дать ребенку любви и поддержки на эмоциональном уровне, возможно, не признавая и не уважая мысли, чувства, желания юного субъекта, но при этом формируя и воспитывая его согласно своим представлениям. Недостаток любви и признания – это несформированное место у ребенка в поле другого человека и позитивного образа себя, что приводит к предпосылкам расстройства в фазе формирования нарцизма.
Андре Грин предлагает простую мысль: "Нарциссы – травмированные субъекты, в сущности испытывающие недостаток в собственном нарциссизме (т.е. человек испытывает ущербность, вместо полноты и нормальности). Нередко то разочарование, раны от которого у них еще не зажили, связано не с одним из родителей, а с обоими. Кого же им в таком случае остается любить, как не самих себя".
В развитии психики младенца есть этап, когда он воспринимает образ матери и интегрирует его в себя. Этот этап необходим для формирования образа о себе. Чтобы сформировать хороший образ себя, необходим хороший образ матери, если мать холодная и отвергает, такой образ опасен, и младенец не хочет помещать его в себя. Тогда младенец отвергает первичный объект, то есть образ матери, не инкорпорируя (не включая) его вовнутрь, потому что она воспринимается как неприятная (интрузивная), и тогда происходит установка собственного образа, как первичного объекта. Здесь зарождается судьба влечений (направление энергии жизни), обращение энергии (любви) на себя вместо мира. Только это не будет любовью к себе, это обернется в достижение недостижимого идеала. Образ матери необходим для создания внутренней опоры (внутреннего позитивного образа), а если нет опоры на внутреннее, опора начинает строиться на внешнем ("скажите мне, что я хороший"). Включается процесс оценки, и человек живет в категориях хороший-плохой, вместо: "Я просто есть" появляется вопрос:"Какой я должен быть?". Не происходит объединения хорошего и плохого, психика функционирует радикально - или хороший, или плохой. Человек начинает опираться на мнение других людей, чтобы определить какой он, так как своего о себе не имеет. Он будет очень сильно стараться, чтобы получить хорошую оценку. Так зарождается «Я», которое будет собрано только из одних достоинств (я хороший) и так будет декларироваться окружающим. А настоящие мысли с чувствами «спрячутся». Все это приводит к потере возможности отделить собственный воображаемый идеальный образ от реального себя, кем человек является на самом деле. Эти образы сливаются воедино. Субъект полностью идентифицирует себя со своим идеализированным образом, при этом утрачивая реальный образ себя. Он отказывается от реального образа, так как он для него становится неприемлем, потому что там есть плохость. На выходе получается восприятие себя только хорошим человеком. Такое психическое функционирование лишает свободы и лёгкости в жизни. Не иметь образа самого себя и опору на него, постоянно находясь в погоне за идеалом, удаляя все неидеальные черты характера, достаточно сложно.
Желание нарцисса
В нарциссической конструкции "Я" само по себе становится объектом своего собственного желания. Желание – это движение, некая погоня за объектом удовлетворения, – объектом, которого не хватает, созданная пространством и временем отсрочка исполнения желания, для будущего переживания удовлетворения при исполнении. Эта энергия, направленная на внешний объект, создает взаимосвязь с миром и реальностью. У нарцисса желание оборачивается на самого себя: он начинает желать идеальный образ себя. Происходит захват идеальным образом, в котором нет реального образа себя и реальности как таковой, происходит отброс простых земных радостей, увлеченность только собой. Психический аппарат функционирует по принципу удовольствие – неудовольствие, где на смену удовольствия должно приходить неудовольствие; в нарциссической конструкции приходит «Нейтральное» (А. Грин) – безразличие к кипению человеческих страстей. Нарцисс как будто не заинтересован жизнью. "Я" находит в себе самом собственное удовлетворение, дает себе иллюзию самоудовлетворения, освобождается от зависимости от объекта (другого), так как другой в своей свободе неконтролируем, изменчив, может что-то давать или отказывать по своему усмотрению. Нарцисс как бы освобождается от бремени отношений, становясь свободным. Он наслаждается самим собой. Инвестирование энергии в самого себя, игнорирование реальности и вхождения во взаимоотношения с ней. Отсюда проистекает отсутствие реального взгляда на себя, так как некому и нечему это отразить. Реальность и нарциссизм противостоят друг другу или даже исключают друг друга. Но так как от мира не убежать, то появляется необходимость доминировать, обладать, иметь власть с целью помешать распространению на себя власти другого человека, чтобы избегать презрения, отчуждения, уязвимости, стыда, позиции ущербного. Нарцисс испытывает презрение к простым людям, здесь наблюдается позиция превосходства, нарциссическая гордость. Сам он не признает (не видит) такого поведения, он убежден, что плохого не делает. Желание течет в укреплении этих позиций, а не в познании их. Удовольствие возможно при условии совпадения чего-либо с ожидаемым идеалом, то есть должно быть все идеально, и тогда будет удовольствие и радость. Но реальность этой фантазии не подчиняется, поэтому на выходе зачастую есть разочарование, и так как чувства им отрицаются, то ответ реальности просто не принимается, игнорируется, как будто бы он находится «рядом в воздухе», но не проникает во внутренний мир нарцисса. Это с одной стороны защищает, с другой – лишает возможности чувствовать и ощущать жизнь и самого себя. А ощущение и чувствование формирует восприятие себя («я – то, что я чувствую») и восприятие интегрированности в жизнь, полное проживание событий – у нарциссов же этого не получается. Он может испытать удовольствие, но только если реальность совпала с идеалом "Я", если все безупречно, как некая гарантия, которая может принести любовь другого, высокую оценку этого другого, что в свою очередь, несет удовольствие. Но это невозможно, так как принцип реальности всегда будет вторгаться и нести сложности, которые дестабилизируют «Я» нарцисса и приводят к тревоге и защитным механизмам. Отсюда рождается нарциссическая ярость, зависть, самобичевание, одиночество, злость. Желание у нарцисса замкнуто на идеальном образе себя. Поэтому часто он застревает в выборе, ему трудно определиться и понять что он хочет, присутствует страх прогадать, ошибиться, в идеальном образе не должно быть оплошностей. Следовательно, происходит сбрасывание ответственности за свои желания.
Механизмы психической защиты
Механизмы психической защиты нацелены на удержание идеальной картинки себя.
Проекция - все что является "плохим", присваивается другому, все плохое – в другом, и другой становится плохим. Так нарцисс избавляется от плохости, которую он не может переносить, и от негативных чувств, проецируя эти чувства на другого. Нарциссам свойственен механизм проективной идентификации – это присвоение другому своих импульсов, желаний, чувств, провоцирующих у другого реальное переживание того, что на него проецируется. Например, нарцисс испытывает страх, ведет себя пугающе, тем самым заставляя другого тоже испытывать страх. Или нарцисс ощущает свою плохость, он тут же обвиняет другого в какой-то оплошности и делает его плохим. Идеализация и обесценивание – это базовые и ярко выраженные процессы в нарциссической конструкции. Идеализация завлекает другого и таким образом притягивает. Например, нарцисс может рассыпаться в комплиментах, наделить другого способностями, возвысить, сделать самым лучшим и замечательным, высоко оценить. А обесценивание необходимо, когда вдруг другой делает что-то не так, представляет угрозу или может бросить, или другой приблизился слишком близко и несет страх зависимости. Это некий регулятор в отношениях с другим, который дает контроль над другим, но при этом задает нарциссу позицию власти. Изъяны неприемлемы, они вызывают отвращение, вступают в конфликт с Идеалом "Я", поэтому нежелательные части присваиваются другим, а далее этот другой попадает под обесценивание, в худшем случае – под уничтожение отношений с ним. Механизм отыгрывания нацелен снимать возникшее напряжение внутри, обусловлен бессознательной потребностью справиться с тревогой, связанной с внутренне запрещёнными чувствами или желаниями, навязчивыми страхами, фантазиями, мыслями и воспоминаниями. Человек начинает отыгрывать некий пугающий сценарий событий, переводя себя из пассивной позиции тревожащегося в активную позицию действующего. Объект, на котором отыгрывается сценарий, может не совпадать с объектом, в отношениях с которым изначально возникла тревога. Например, если ребенка в детстве унижали, обесценивали его чувства, оскорбляли, он будет это отыгрывать в отношениях уже с другим человеком, но за идеальным образом себя этого не увидеть, он не даст к этой боли прикоснуться, и возможность прожить эту боль и отпустить (простить тех, кто так поступал) становится недостижимым. Нарцисс подвержен разочарованию, что укрепляет негативные установки: «Я так и знал, что другим доверять нельзя! Я ведь знал, что ничего не получится!». Поиск справедливости, и, конечно же, ненахождение этого, дает негативную оценку миру и людям, несправедливость очень больно переживается, отсюда закрытость, недоверие, отношения не достигают глубины.
Отсутствие любви к ребёнку и непринятие его, вынуждает психически функционировать так, чтобы укрепить хоть какую-то основу под ногами (напр. можно положиться только на себя), застревая в защитных механизмах, которые присуще раннему периоду развития психики.
Отношения
В общем, другому никогда не стать полноправным участником отношений, быть желаемым и любимым, быть субъектом с Душой в этих отношениях. Другой всегда будет ниже или разрушен (обесценен). У другого есть возможность быть в отношениях, при условии исполнения правил психической реальности нарцисса, так как у нарцисса отсутствует возможность принять другого как самостоятельного и инаково думающего субъекта. Другой может чувствовать и ощущать в отношениях с нарциссом, что ему нельзя быть свободным и ошибаться. Может присутствовать перманентное напряжение, так как нарцисс строит стратегию угождения ему и декларирует, что если не угодить, то за этим последует бросание, обесценивание или негативная оценка. Постоянно находясь в таком состоянии, любой человек оказывается в поле разрушенности, неуверенности в себе и т.д. Запрет на ошибки, свободу выбора, дает контроль и попытки создать идеальность в отношениях. Другой превращается в подчиненного без права говорить и что-то делать свое, пространство свободы схлопывается (напр. взаимоотношения ребенка с родителем нарциссом). Нарциссы боятся глубоких отношений, поэтому фаза компанейских отношений затягивается. Чем меньше о нарциссе знают, тем дольше он остается идеализированным. Если другой не согласится с позицией или мнением нарцисса, это вызовет у него беспокойство, но на помощь приходит безупречное "Я", то в котором отсутствует слабость. Оно позволяет справиться с различиями во мнениях, что дает картину неуязвимости и устойчивости к различиям. Но на самом деле нарцисс не присутствует в ситуации, присутствует то "Я", которое прячет истинное "Я". В обществе применяется тактика представлять себя в хорошем свете, чтобы вызвать восхищение и похвалу, так как это внешняя опора и возможность получить любовь. Тактика обаяния, повышенная готовность соглашаться с другим, позволять другому не соглашаться с ним – это маневры для восхищения. В общении с другим может применяться стратегия нарциссической исповеди – сильный инструмент, и не всегда возможно отличить: это искренний вклад в отношения или восстановление собственной идеализации.
С искренностью в отношениях сложно, так как искренность подразумевает открытость в ошибках, слабости - это разрушающий фактор для психической конструкции – истинная потребность в интимности и близости у нарцисса отщепляется (еще один механизм защиты), и "Я" пытается справляться со всем в одиночку. Настоящую близость нарцисс обходит, так как страх вторжения в отношения разных чувств другого порождает отношение к другому как ненадежному, нежеланному, не оправдывающему ожидания. Бывает, нарциссы предсказывают плохое будущее, потому что сами же его и формируют. Например, нарцисс убежден, что его бросят рано или поздно, сам при этом может обесценивать другого или уничтожать отношения с ним, а потом сказать: "Я говорил, что так и будет". При этом он не видит, что он вкладывал в отношения. Таким образом, мир становится наполненным агрессорами, а нарцисс – жертва, хотя реальность говорит о другом. Агрессором часто является сам нарцисс. В отношениях с другими людьми можно увидеть плоды и реальность той боли, которую испытывают субъекты, прикрывая ее этими компенсирующими силами.
Речь
Речь – важнейшая часть, которая является формой мысли. Речь как означающее, обозначает этот мир, структурирует, различает, несет порядок. Нарцисса интересует лишь сам факт говорения, а не содержание сказанного, а значит, ни порядок, ни структура, ни смыслы. Приоритет отдается довербальному миру, это можно увидеть в мимике, вздохах, в покашливание – это царство довербального общения, это то, где нарцисс решил остаться. Почему так? Для нарцисса важен образ, а слова могут разрушать гегемонию образа, то есть вторжение речи другого может разрушить иллюзию о себе. Если вспомнить миф, где нарцисс смотрит в озеро, то там нет акта говорения. Если бы нарцисс услышал речь, он бы отвел взгляд от образа в озере, и возможно, сказал сам. Это в корне меняет ситуацию, нарцисс увидел бы другого, а не свое отражение в озере, он бы понял что не один, он бы открыл для себя внешний мир. Но структура нарциссизма такова, что он не видит своего отражения в чужих глазах и словах.
Конечно, все люди говорят, и нарциссы тоже, но проникает ли эта речь в его идеальный образ о себе... В психическом аспекте речь не раскрывает субъекту его нарциссический характер.
Внутренний мир
Пустой внутренний мир - так говорят сами субъекты, так они его ощущают. Внутренней жизни уделяется мало внимания. Отсутствие взаимодействия с объектным миром (присутствует имитация взаимодействия), что привносило бы богатство различий и обмена в представлениях, замещается идеальным "Я". При таком замещении начинает не хватать подпитки для «Я», что приводит к жадности, где «Я» никак не может эту жадность удовлетворить. Отрицание чувств, забывание жизненных событий, непринятие их, так как события связаны с реальностью, отсутствие ощущения своего места в этом мире – все это предпосылки ощущения внутренней пустоты. Происходит это благодаря блокировке доступа импульсов к сознанию: блокируется функция восприятия. Этот механизм позволяет осуществлять отрицание чувств и событий. Например, нарцисс громко и со злостью что-то рассказывает, его спрашивают, на что он так злится, его ответ будет: «Кто злится?» Так как нарцисс имеет о себе не реальный образ, а идеальный, то все, что противоречит его образу, просто не достигает его сознания. В чем цель такого психического функционирования? Если нарцисс почувствует свою потребность в одобрении или помощи, это подорвет его имидж «успешного, знающего, могущего» человека. Страх и ужас от ощущения слабости, никчемности, ущербности создает нагромождение противоположного. Поэтому блокирование этих импульсов не только создает пустоту, но и сохраняет от провала в психотическое состояние. Глубоко под всем этим функционированием находится неспособность допустить принятие слабости, потому что это ведет к нужде и зависимости в другом человеке.
Позиция
Позиция «не как все» работает в обе стороны: величие и превосходство – «Я не как все эти люди – серая масса» и никчемный - «Я не как все нормальные люди, я недостаточный». Что в позитиве, что в негативе нарцисс не будет никак подходить и быть в одном общем порядке вещей, из-за отсутствия ощущения взаимосвязи с другими. Нарцисс не может соотнести себя с обществом, почувствовать себя на равных, что он такой же, как и они, что у него, так же как у других, есть место среди этого общества.
Позиция жертвы – все, что не совпадает с его идеальным образом, будет расценено как несправедливость по отношению к нему, что дает ему «право» агрессировать на несправедливость, а на самом деле это позиция агрессора, которая за счет несправедливости имеет право быть. Такой расклад снимает ответственность за негативное проявление, и это становится оправданием за счет других. «Я плохо веду себя, потому что это они плохие, они провоцируют меня так себя вести» – это маска, за которой кроются собственные агрессивные импульсы. Нарцисс часто встает в позицию жертвы, так как она невиновна, всегда пострадавшая, она не несет ответственности за происходящее.
В основном эти позиции формируются из сложенных детских реакций, которые будто застыли в своём развитии, а всё возрастающая ответственность в жизни только их усиливает.
Закон
Нарцисс – сам себе законодатель, он – сам для себя закон. Закон рождается в эдипальном периоде, когда матерью призывается отец как закон. Слово отца является законом, который, если нарушить, приведет к наказанию. Отец своим появлением разрушает диаду мать-ребенок, и ребенку ничего не остается, как только это принять или смириться с этим. Ребенок начинает понимать, что мама принадлежит ему не всецело, и что там, на стороне, мать может желать другого, а не только его. На этом этапе рождается ненависть или злость к отцу, как сопернику, а далее появляется вина за эти чувства. Нарциссу больше присуще чувство стыда, чувство про униженность и несоответствие. Отец как соперник не появился, и не произошло разворачивания эдипальной фазы. Эта фаза дает возможность принять реальность (неидеальную) и соотнестись с этой реальностью. Но в этой истории возможность появления отца, которого бы призвала мать, теряется в тумане. Признание вины всегда отвергается, объясняется. Нарцисс боится быть непонятым, поэтому может забрасывать объяснениями, так как непонятость является несправедливостью. Несправедливость отягощает представление о мире, что делает мир угрожающим, ненадежным, враждебным. Зачастую это мир, в котором нельзя расслабиться, поэтому присутствует перманентное состояние тревоги и напряжения.
Нарциссический ужас
Самое пугающее для нарцисса столкнуться с внутренним хаосом, слабостью, уязвимостью и пустотой. Здесь два пути: ужас никогда не даст столкнутся со всем этим, или ужас приведет в терапию. Столкновение с внутренним заставляет нарцисса переживать ужас, далее начинает подкрадываться депрессия, но именно здесь и таятся возможности психических изменений, если нарцисс в терапии. Что же происходит? Депрессия ведет к истинной беспомощности, которая формирует необходимость в помощи другого. Тогда у другого (терапевта) есть возможность показать, отразить истинного нарцисса, что в свою очередь позволяет ослабить нарциссические защиты и дает возможность увидеть другого как иного, а не как объект, который используют в своих целях. Здесь возможны перемены и надежда на интеграцию своих слабостей в свой психический мир, в силу ослабления Идеала "Я". Нарцисс может увидеть другого с изьянами, испытать разочарование, но осознать что так тоже можно жить, и принять свои.
Но если это негативный нарциссизм, то он пойдет другим путем – путем ярости и мстительности, уничтожения отношений (обесценивание, разрыв). Из-за того, что негативный нарцисс замещает первичный объект (мать) свои "Я" + Идеал "Я", на выходе – разрушающие тенденции поведения, что на удивление придает ощущение силы "Я". Негативный нарцисс расщепляет и устраняет творческие и любящие части "Я", оставляя части "мафиозной группировки". Целью становится поиск в деструктивности особой формы питания, удовлетворения. Так рождается наслаждение от жестокости. Когда душевная боль, исходящая из безысходности, становится слишком сильной, это толкает к еще более сильной привязке к Идеал "Я", тогда можно увидеть и "Гитлера" и "Наполеона". Есть крайняя степень нарциссизма, где властвует саморазрушение, уничтожение существования. Нарцисс становится циничным, саркастичным, холодным.
Основная идея нарциссизма – это эмоциональная нетронутость. Неискреннсть, как самообман. Отрицание психической и эмоциональной реальности. Субъекты всячески стараются забыть о чувствах или отрицать их, если они вступают в противоречие с желаемым образом. Удержание фасада - только хороший. Перед субъектом стоит задача «успех превыше потребности любить и быть любимым». Еще одна ведущая задача – это отрыв от реальности, потому что реальность является невыносимой, так как она разрушает идеальность. Главные страхи – это страх ошибки, страх быть слабым, уязвимым, потерять контроль и власть. Для нарцисса это невозможно и непереносимо. Истинные ценности такие, как самовыражение, достоинство, честность, целостность оказываются в дефиците. Грандиозное "Я" устраняет мир, вместо того чтобы его принять.
И весь этот круговорот держится на вопросе: "А где же любовь? Какая она, эта любовь? Дадут ли мне любовь, когда я недостаточно хорош?"
ЦИТАТЫ
ИЩЕМ ОТВЕТЫ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
ОНИ ВНУТРИ НАС.
«Спрашиваем у других,
но не спрашиваем у себя,
а если спрашиваем, то не слышим».
«Как поступить?
Что делать?
Какое решение принять?
Как дальше жить?
Есть вопросы, ставящие нас в тупик»
ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ
ФОБИЯ.
Фобия - это способ работы психики, который формируется как ответ психики на события жизни. В основном мы уже видим симптомы фобии, страх объектов и попытки избежать их. Сердцевина ее формируется невидимо для глаз. Итак, что же разворачивается в душе человека.
В психическом процессе появляется влечение (неосознаваемое), т. е. желание. Например, в описанной З. Фрейдом истории маленького Ганса, где он желал ласкаться с матерью. А далее это желание ждала судьба, вернее запрет: "Расстройство начинается с тревожно-нежных мыслей, а потом со страшного сновидения. Содержание последнего: потерять мать, так что к ней нельзя будет приласкаться... Это основной феномен болезненного состояния". У маленького Ганса появляется мысль, что с мамой может не получиться ласкаться и тогда у него появился страх, что не будет возможности ласкаться к маме. Мы видим, что в зарождении фобии стоит желание, которое имело угрозу не сбыться.
Далее З. Фрейд говорит: "Эта повышенная нежность к матери превращается в страх, или, как мы говорим она подвергается вытеснению". Само желание начинает подавляться. Психика маленького Ганса делает попытки чо-то сделать с желанием, раз его нельзя никак реализовать. После вытеснения желания произошел процесс возврата, только вернулось не желание, а страх. Произошел процесс конвертации желания на страх.
"Вскоре выясняется, что этот страх уже больше не может быть обратно замещен желанием" - З. Фрейд. Удивительно, но когда Ганс все же с мамой ласкался или шел гулять, он уже не мог испытать радости от сбывшегося желания, он испытывал страх даже при сбывшемся желании. Вытесненное желание уже никак не может вернуться тем же желанием, оно возвращается уже в виде страха. А вытеснению желания послужил следующий этап, этап это связан с отцом и взаимоотношениями с ним: "... В нем борется любовь к отцу с враждебностью к нему же из-за соперничества у матери..." - пишет З. Фрейд. Отец Ганса тоже пишет: "Так как Ганс любит мать, он, очевидно, хочет чтобы меня не было, и он был бы тогда на месте отца. Это подавленное враждебное желание становится страхом за отца". У Ганса появляется страх отца, что он его накажет за враждебность, и страх за отца, что отец уйдет, так как Ганс имеет желание его удалить из отношений между им и матерью. Появление страха и не одного: от несбывшегося желания, от собственных враждебных чувств к отцу, страх что отец уйдет из-за этого.
Но эти страхи не имеет той ясности, описанной выше, эти страхи проявляются совершенно в другом месте и связаны с другим: "...Ганс заболевает на улице страхом... и все отчетливее избирает своим объектом лошадь" - З. Фрейд. И далее эти страхи будут множиться: страх лошади, узда у лошади пугает и черное на глазах что-то, или лошадь упадет и т.д. Страх переориентирован, смещен с отца в пространство, на внешнее, что называется симптомами, которые помогают справиться психике со сложившейся ситуацией.