ДУХОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Духовная психология появилась относительно недавно. В современном обществе это понятие имеет разные представления. Есть подход, который вкладывает смысл в понятие духовной психологии — это использование нетрадиционных методов и практик, ориентированных на эзотерику. И духовная психология, которая имеет в основе исследования религиозного опыта в психологическом осмыслении, религиозных чувств, переживаний, жизненных установок и ценностных ориентаций верующих. Духовная психология с опорой на библейское писание, духовные принципы — это аспект психологии, где делается акцент на восприятие Бога и религиозного опыта, а не только на соблюдение законов, правил, традиций. Ранние наблюдения показывают, что люди по большей части сфокусированы на делах, традициях, определённых способах вероисповедания. Но «взойти на Небо» или «Путь на Небо» в конечном счёте заключается в некоторой психической трансформации человека, в его духовном преображении, просветлении и пробуждении его сознания (Е. Торчинов).

Что повлекло появление духовного психолога, почему образовалась нужда в этом.

Появление в России в 1990-х годах разных форм вероисповедания, образовало определённый социальный виток общества.

На «советские умы» обрушилась идея духовной жизни в новой форме, и люди хлынули потоком в «новую жизнь».

Психология в советском обществе и культуре не имела массовой пропаганды, и простой рабочий на заводе навряд ли мог сказать, что он понимает, что такое «Самость» или личные границы. Тогда таких понятий в обиходе не было. Конечно, бесспорно, была отечественная психология, но уровень психологической культуры в обществе был низок. И даже в начале 1990-х она не хлынула волной на рынок услуг так, как хлынули разные течения церквей.

Сложился исторический ход событий, где сначала пришли разнообразные формы веры, а чуть позже людей накрыла волна знаний о психологии личности.

Как этот исторический ход событий отразился в душах людей, в их умах, состоянии, чувствовании?

Психологически люди были не готовы воспринять новые веяния, так как незнание психологии личности человека привело к нарушению границ, подавлению, идеализации, грандиозным целям и планам, раздутому чувству вины, инфантильности, тревоге, манипуляции, к принуждению принимать добро и т. д. Но даже это не сразу стало ясным и очевидным, так как от недостатка знаний себя, человек не мог вербализовать то, что он думает, чувствует и как ощущает себя в этом пространстве. Один раз в практике была пациентка из радикального религиозного общества, и по их закону можно было жениться, но секс был разрешен только для зачатия детей. И пациентка не понимала, почему она не счастливая и нет благодати за такие жертвы. Искрене верила в духовность своих дел, и не знала что она сама может иметь: свой взгляд и критическое мышление на происходящее, иметь свободу выбора, самой решать нужно ли это ее Душе. Духовный психолог на самом деле сталкивается с сложными историями и находится не в простой позиции: сохранять этическую позицию по отношению к религиозным группам и в то же время помогать людям включать разум.

Итак, человек попадает в исторический процесс, где он сначала знакомится с духовными принципами, а после человек узнает, что он личность, имеет своё мнение, имеет на него право, понимает, что он свободен, может ставить границы, говорить «нет», имеет чувства и свою динамику развития. Это повлияло на возникновение конфликтов в Душе, так как рождалась конфронтация. И чем радикальней правила в церкви, тем сильнее конфликт. Человек оказался в непонимании, как всё это уместить в своей душе: быть личностью и быть в отношениях с Богом.

Обычно в работе с пациентом обнаруживалось, что по прошествии времени Бог выпадал как смысл, и на это место вставало взаимодействие с людьми.

Церковь – это община, социальная группа, со всеми классическими и стандартными проявлениями разных механизмов взаимодействия между людьми. В группе присутствует структура, социально-психологический климат, межличностные отношения, которые проистекают из психической индивидуальной ткани субъекта. Человек всегда живёт в поле другого человека, то есть делает что-то, исходя из взгляда другого: как другой посмотрит, что подумает – это один из социальных механизмов взаимодействия. Здесь Бог может выпадать, фокус уходить на людей.

Будучи в духовной общине, перед человеком стоит задача исполнять Божье слово. Человек начинает жить в таких категориях как, грех – не грех, правильно – неправильно, духовный взгляд – недуховный взгляд, мирская жизнь – духовная жизнь, служение Богу, общине – служение себе и т. д. И в этих категориях начинается неразбериха, так как не учитывается психологический фактор.

Психологический фактор в церквях.

Перед человеком появляется или усиливается диалектическое противоречие (реальный человек и идеальный образ) с требованием быть «хорошистом», хотя в реальности человек далёк от идеала. У человека может не быть психической готовности к таким «высотам», но требование есть требование. «Сверх-Я» или «Супер-Эго» начинает работать на всю «катушку», стремление к «Идеал-Я» усиливается ожиданием из духовного писания, плюс собственные ожидания смочь быть «библейским героем». Инстанция «Сверх-Я» может изматывать человека, позволять страдать в искупление виновности. Человеку становится сложно расслабиться и жить. Он перестаёт проживать опыт бытия, пребывая в трудах выковывания из себя духовного человека, и сражаясь с реальностью, которая постоянно этот идеал разрушает. Происходит попытка сделать себя каким-то, а не восприятие себя реального.

Что происходит, когда у индивида нарциссическая структура или не пройдена сепарация, или субъект с депрессивной акцентуацией?

Человек с нарциссической структурой личности страдает от недостатка любви к себе и образа о себе, что запускает защитные механизмы, нацеленные на восполнение этой нехватки через похвалу и признание. Либо демонстрирует позицию жертвы обстоятельств, которая никогда не виновата и нуждается в понимании. И тогда выбирается стратегия поведения, где человек выполняет долг послушного христианина, полностью отвергнув свои тёмные стороны личности, чтобы его признали и похвалили (покажет картинку, какую хотят видеть, и с сердцем это никак не будет связано), так как это его основная поддержка и психическая потребность. Или регрессирует (отрицать, не принимать) не обнаружив той изначальной идеальности, которую обещали в церкви, или он сам нафантазировал. В итоге он окажется разочарованным в Боге (заметьте, сразу в Боге) и окажется в отчаянии и претензиях. На выходе — разочарованный в Боге человек, хотя демонстрировал людям совсем противоположную картинку.

Непройденная сепарация влечёт за собой детскую позицию и нахождение в состоянии ожидания и трат ресурсов на это. Также несепарированный человек создаёт созависимые отношения, размещая свои детские нужды в отношениях, зависим от оценок, чужих эмоций. Страх ошибки, критика приводит человека к сбрасыванию ответственности за себя и свой духовный рост на других.

Часто человек имеет духовное стремление к совершенству, и это обречение на обесценивание настоящего.

Портрет депрессивной личности заключается в хронической неуверенности в себе, склонности к чувству вины, ощущении собственной плохости, никчёмности, чрезмерной самокритичности. Если субъекту с нарциссической структурой характера трудно донести о его греховной натуре, то здесь это не составит труда. Такой человек может легко провалиться в яму уныния, мрачности и безрадостности от проповедей, которые нацелены вытащить человека из «ямы» (некоторые проповеди «топят» человека в греховности).

Бывает, что христианин может считать естественной высокую требовательность к себе и другим, оправдывая её библейским писанием, хотя в действительности этими убеждениями управляет полученная в детстве травма непринятия. Также христианин может думать, что заботится о другом, а на самом деле контролирует другого. Критика и оценка в отношениях может расцениваться как забота и участие. Тревога за другого и контроль как любовь.

Зачастую психические процессы для самого человека не так ясны и понятны, из-за чего качество жизни снижается.

Итак, мы видим, что недооценивать и не обращать внимания на психологический фактор, который проявляется во взаимоотношениях с Богом или в общине, не стоит.

Недостаточно просто делать правильные поступки, важно знать и понимать себя. Если не осознаёте себя, то не знаете, что вносите в отношения с Богом, людьми.

Появляется необходимость разбираться с процессами психики, искать путь индивидуации и при этом быть в качественных и вдохновляющих отношениях с Богом.

Бог учитывает психические принципы функционирования, так как Он их создал. И ваше психическое состояние для Бога важно.

Работая с человеком из какой-либо конфессии, мы стараемся вместе с субъектом прийти к прояснению и осознанию его самого, отношений с Богом и взаимоотношений с людьми.

Made on
Tilda