Специфика духовной психологии основывается на духовных принципах, билейских историях, при этом учитывая психический способ функционирования субъекта. Предметом исследования является религиозный опыт, рассматриваемый в контексте психологического осмысления, религиозные чувства, переживания, жизненные установки и ценностные ориентации верующих. Сердце человека проявляется через психические процессы.
Библия полна разнообразных событий и жизненных путей, в которых можно увидеть и подчерпнуть много мудрости, ответить на вопросы и все это соединить с психическим функционированием субъекта. Так как психический аппарат многогранен и имеет много способов функционирования, то будет полезно рассмотреть этот аспект. Здесь уже помогает психология – наука, которая занимается изучением этого предмета.
Практика показывает, что есть необходимость учитывать психологический аспект, так как личность человека и его индивидуальность нельзя объединить со всеми, в силу инаковости и разности способов восприятия жизни. У каждого человека одно и тоже слово будет иметь разные смыслы, и библейское писание тоже будет иметь свои смыслы для каждой Души. Разные уровни психического развития порождают разное восприятие духовного. Поэтому необходимо учитывать психическое и восприятие и состояние человека, чтобы более эффективно помогать ему быть в отношениях с Богом. Самое важное поле, на котором разворачивается духовная борьба - это психика.
Принцип работы нацелен на осознание отношений (какие они) с Богом, общиной, диагностику функционирования субъекта, прояснение способов этого функционирования, осознание самого себя в этом пространстве. Бывает требуется психиатрия, медикаменты – это тоже реальность. В церковь ходят все, и есть люди, которые страдают от психических расстройств, в таком случае необходим специалист.
Пример диагностики.
Если субъект с нарциссической структурой функционирования, акценты будут расставлены на работу с ложным "Я", отсутствием образа себя, ощущениями, чувствами, эмоциональной нетронутостью, внутренней пустотой, грандиозностью, Идеалом «Я», страхом брошенности, с влечением жизни вместо упорного создания внешнего фасада. Для нарцисса сложно понять искреннее покаяние, которое бы приносило перемены в сердце, так как не дойдя до фазы эдипальной, они остаются в чувстве стыда, вместо вины. А вина необходима для покаяния. Стыд не приводит к покаянию, а лишь мучает человека, и ему больше хочется "провалится сквозь землю" вместо пакаяния.
Если это субъект с депрессивной акцентуацией, то работа будет происходить с концепцией «Я», с функционированием «Сверх – Я» (так как там избыток вины и самоуничижения), с ощущением плохости, смыслами жизни, мотивацией и интересом к жизни, с переживанием гнева об утрате (объекта), который никак не переживается, с разбором страха новых потерь, чувства оставленности, использованности. Здесь излишняя винновность и самоуничижение больше приводит к жертвенности и мазохизму чем к ощущению благодати от духовных истин.
Пограничный уровень психической организации имеет проблематику диффузии границ, путаницу позиций (где я, где не я), восприятие всего на личный счет, страдания выискиваются из событий жизни и являются неотъемлемой частью функционирования психики. Неразвернутый образ матери и материнской среды, порождает стремление к боли и страданиям, сложности с выражением собственных желаний, страх слияния/изоляции в отношениях. В духовном поле - это восприятия Бога как мучителя или ожидание прихода Бога "на днях".
Когда человек понимает, как он функционирует, что из чего проистекает, для него становится понятным, над чем работать, происходит центрирование на своих процессах, появляется ответственность за себя. Уменьшается влияние психических искажений в восприятии Бога.